Основные факторы и показатели, способствующие формированию психологического климата

Материалы » Корпоративная культура ученического коллектива » Основные факторы и показатели, способствующие формированию психологического климата

Страница 2

Благоприятный климат проявляется в активности учащихся, в их сознательном отношении к учебе и общественной работе. Психологический климат коллектива – это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний. В жизнедеятельности ученического коллектива они выполняют особые функции. Интегральная, или объединяющая, функция таких эмоциональных состояний людей заключается в сплочении коллектива. Стимулирующая, или активизирующая, функция выражается в повышении общего жизненного тонуса членов коллектива, их мобилизации на выполнение стоящих перед коллективом задач. Устойчивые положительные эмоциональные переживания создают «эмоциональные потенциалы» коллектива, запас его жизненной энергии, который реализуется в общественнополезных делах. Социально-познавательная функция помогает лучше осознавать, оперативнее и адекватнее оценивать результаты своего труда, выделять решенные и нерешенные проблемы и вопросы. Стабилизирующая функция способствует формированию у школьников чувства «Мы», делает их поведение последовательным и устойчивым, существенно облегчая адаптацию новых людей в коллективе. Стилеобразующая функция коллективных эмоций отражается в определенном стиле жизни коллектива, отличающемего от других.

А.С. Макаренко в качестве основных признаков нормального психологического климата в детском коллективе выдвигал следующие:

1) проявление внутреннего уверенного спокойствия, постоянной бодрости, готовность к действию; наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;

2) единство коллектива;

3) защищенность всех членов коллектива;

4) разумная и коммунальная активность всех членов коллектива

5) умение быть сдержанным в движениях, в словах.

Для психологически здорового коллектива характерны высокая нравственная атмосфера, дружелюбие, развитое чувство долга и ответственности, взаимная требовательность. В такой атмосфере легко учиться и совершенствовать свои знания. Нездоровый психологический климат тормозит развитие коллектива и личности в нем. Он связан с преобладанием отрицательных эмоций, разрушающих взаимоотношения, снижающих эффективность коллективного труда. Таким образом, рассмотрен актуальный вопрос о психологическом климате как компоненте корпоративной культуры класса, который недостаточно полно освещен в современной научной литературе. Несомненно, что необходимым условием развития корпоративной культуры класса является формирование благоприятного психологического климата, способствующего развитию у учащихся чувства общности, а также усвоению опыта, стереотипов восприятия, мышления, поведения и ценностей той среды, к которой принадлежит ученик.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Коммуникативная компетентность. стратегии, тактики, виды общения
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Что ...

Коммуникативные тренинги
Широко используются коммуникативные тренинги. Коммуникативный тренинг - это процесс обучения, направленный на осознание, актуализацию, формирование и совершенствование личностных качеств, необходимых в ситуациях взаимодействия с партнерам ...

Предотвращение агрессивного поведения
Психологические механизмы контроля агрессии формируются у детей в процессе социализации агрессин, когда агрессивные устремления выражаются в формах, приемлемых в определённом сообществе. Очевидно, что «природный» агрессивный потенциал ни ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru