Технологические подходы к развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Материалы » Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста » Технологические подходы к развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Говоря о технологических подходах к развитию социальных эмоций, рассмотрим определение технологии. Технология - совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций системы, направленных на повышение эффективности процесса и достижение желаемых результатов. Технология включает в себя приемы достижения как немедленного, локального, кратковременного результата (тактика), так и глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных технологий определяет эффективность управления и регулирования процессов, устойчивость системы и всего пространства.(35) Социальная технология – система методов, способов и приемов, применяемых в определенной последовательности для целенаправленного воздействия на общественное явление или процесс.(35) Рассмотрев определение технологии, дадим понятие «что такое развитие». Развитие - процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему. В процессе развития происходит формирование каких-либо качеств личности. Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами, целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.(36) В психологии понятие «формирования личности» употребляется в двух смыслах. Первый- формирование личности как ее развитие, то есть процесс и результат этого развития. Рассматриваемое в этом значении понятие формирования личности является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально является, обнаруживается при помощи психологической диагностики) , и что может быть у личности в условиях развивающей педагогической деятельности педагога. Второй смысл –формирование личности как ее целенаправленное воспитание, проектирование личности. План-проект формирования личности ребенка предполагает вычленение целей и задач, способов формирования, т. е. определение технологии. Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала требованиям, которые предъявляет к ней общество. Педагогический подход не противопоставляется психологическому, а взаимодополняет, определяя основные направления развивающей деятельности педагога ДОУ.(10) Особенностями развивающей деятельности по социально-эмоциональному направлению формирования личности будет учет следующих положений. Развивающая работа направлена, в отличие от коррекционной, на эмоционально благополучных детей, не испытывающих каких-либо трудностей в эмоциональном поведении. Развивающая работа педагога ДОУ может сочетаться с коррекционно-профилактической работой психолога.(25) В работах В.А. Петровского, А.М. Виноградовой, Л.М. Клариной, Е.С. Евдокимовой, Н.Л. Кряжевой и др. называются общие психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы дошкольника: - обеспечить детям в группе эмоциональную поддержку, любовь и доброжелательность окружающих. Избегать перевозбуждения, а так же однообразия и монотонности детской деятельности. Способствовать тому, чтобы жизнь ребенка была увлекательной и содержательной. – эмоционально преподносить детям все новое о социальном и природном мире, чтобы разнообразные впечатления будили любопытство, ведущее к любознательности, способствовали к придумыванию новых ролей и игровых действий; развивать умение передавать в роли настроение, характер персонажа, используя движения, интонацию, мимику. – обогащать представления дошкольников о людях, их эмоциональных состояниях; учить читать эмоции в мимике, жестах, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, нежность, восхищение, сочувствие), соответственно реагировать; учить понимать необходимость знания настроения сверстника (взрослого) в ходе общения, понимать, что нельзя смеяться над недостатками внешности других людей, дразнить и прочее: недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему, несправедливости по отношению к слабому; учить устанавливать причину того или иного эмоционального состояния человека (почему возникло, как его поддержать или изменить); воспитывать умение сдерживать свои негативные побуждения; активизировать в речи слова, обозначающие состояния и настроения, внутренние переживания человека. – воспитывать интерес к эмоциям и чувствам людей; учить выделять характерные для того или иного эмоционального состояния человека (позу, жесты, мимику на картине, скульптуре, в жизни); учить сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы: печаль человека и печаль поздней осени, пробуждение природы, радость человека и радостная музыка; понимать некоторые образные средства, которые используются в изобразительном творчестве или музыке, передачи настроения человека (цвет, композиции, темп, настроения). – Воспитывать стремление не повторять поступки, которые вызывают отрицательное отношение окружающих; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы; отрицательные эмоции в случае совершения неправильного поступка помочь ребенку сделать предметом анализа собственные эмоции, способствовать умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми. – Развивать эмоциональное восприятие природы, интерес и любовь к книге, учить понимать переживания литературных героев, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение к героям в выразительном чтении, учить видеть драматическое и комическое в жизни и искусстве, с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям. – Развивать устойчивый интерес к искусству, приучать самостоятельно рассматривать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом, поддерживать эмоциональное отношение детей к прекрасному. (25) Стержнем социально- личностного становления ребенка дошкольного возраста является о социально- эмоциональное развитие. Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям, к самому себе. Дошкольный период отличается тем, что здесь эмоциональная сфера играет особо важную роль, чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизнедеятельности ребенка. В этом возрасте происходит развитие как содержания, так динамической стороны чувств. В работах Л.А.Венгера, В.С.Мухиной дан генезис развития эмоциональной сферы дошкольника, особенности проявления чувств, взаимосвязь чувств с мотивом поведения ребенка, его социализацией (4). Структура эмоциональной сферы дошкольника базируется на сенсорной системе, которая обеспечивает взаимодействие ребенка с окружающим, миром через звуки, зрительное восприятие, кинестетические и тактильные ощущения. В работах А.Н.Леонтьева, Д.Н.Унадзе обосновывается значимость интересов, ценностных установок, реализации потребностей, общее развитие эмоциональной сферы личности (17). Теория А.В.Запорожца о роли и месте социальных эмоций, обосновывает взаимозависимость эмоциональных познавательных процессов. При этом основную роль в развитии чувств ребенка, по мнению А.В.Запорожца, играет его практическая деятельность, в ходе которой он выступает в реальные взаимодействия с окружающим миром, и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения (9). Функционирование всей структуры эмоциональной сферы обеспечивается рядом внутренних эмоциональных механизмов. Очень важно, чтобы ребенок дошкольного возраста овладел механизмом запуска эмоции. Аффективное поведение с его ярко выраженным, бурным характером протекания эмоционального возбуждения тормозит, а подчас и нарушает познавательную деятельность ребенка. Эмоционально- ролевая идентификация- овладение собственными эмоциями. Результатом всей работы должно стать наличие у ребенка эмоционального благополучия. Коломинский Я.Л., Е.А. Панько, Т.А.Репина, А.А.Рояк, Т.В. Антонова (25) определили следующие параметры эмоционального благополучия детей дошкольного возраста: - уровень благополучия: приятие, одобрение другими; - коэффициент изолированности; - индивидуальный коэффициент удовлетворенности ребенка отношениями со сверстниками; - наличие у детей референтного (помогающего) круга общения (25). Таким образом, эмоции- особый класс субъективных психологических состояний. Конкретное выражение эмоций находит в непосредственных переживаниях, ощущениях приятного или неприятного. Эмоции определяются объективной реальностью и выражают отношение человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности. Теоретическое обоснование психолого- педагогического содержания социально- эмоционального развития необходимо для целенаправленной, систематической работы с детьми, так как в практике дошкольных образовательных учреждений возникает потребность определения конкретных направлений. Это находит отражение в парциальных программах эмоционального, социокультурного развития детей.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Распространенность азартных игр
В последнее время проблема азартных игр приобрела ис­ключительно большее значение в связи с включением в ее сферу все более распространяющихся денежных игровых автоматов и повсеместного открытия казино. Разнообраз­ное, привлекающее вниман ...

Биография Дейла Карнеги
Имя Карнеги у нас настолько популярно, что многие даже убеждены, будто всемирно известный фонд Карнеги им и основан, а знаменитый Карнеги-холл назван в его честь. На самом деле в этих названиях фигурирует фамилия совсем другого человека — ...

«Социометрический стимул: методология и особенности»
Компульсивность жизненно иллюстрирует латентный бихевиоризм, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Как отмечает Жан ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru