Технологические подходы к развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Материалы » Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста » Технологические подходы к развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Дадим краткую характеристику парциальных программ: Программа « Я, ты, мы» (Р.Б.Стеркина, О.Князева): Представляет учебно - методический комплекс по социально- эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. Программа имеет наглядные пособия- альбомы для самостоятельной деятельности детей (28). Цель: формировать свободную, активную, творческую личность, обладающую чувством собственного достоинства и с уважением относящуюся к другим. Содержание программы включает три раздела: Уверенность в себе. Чувства, желания, взгляды. Социальные навыки. Технология строится на основах личностно- эмоционального развития детей дошкольного возраста. Программа «Я- человек». Автор С.А.Козлова: Цель: становление творческой, познавательной, самодостаточной личности (33). В основе содержания тем лежит антропологический подход. Знания о Человеке помогают ребенку- дошкольнику включаться в процесс самовоспитания и самореализации. Включает 4 раздела: Что я знаю о себе. Кто такие взрослые люди. Человек- творец. Земля- наш общий дом. Технология реализации содержания программы предполагает опору на специфические виды деятельности детей (игра, продуктивная, познавательная деятельность). Программа «Родник» (автор Беряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и т. д.): Цель: развитие целостной и гармоничной личности ребенка. В основе программы лежат идеи антропологической педагогики, признание важности социокультурного развития детей на основе пробуждения детского сознания, формирования образа «Я» (31). Содержание программы предполагает развитие эмоциональной отзывчивости в общении с природой, познание культурного наследия, «открытие сверстников».

Технология реализации программы предполагает развитие свободы самовыражения, посредством организации творческого процесса создания рисунков, пантомимических зарисовок, речевого творчества. Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре. Второй путь социального развития осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры. Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики. Аксеологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию дошкольников в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, психосексуальной, национальной, этнической, правовой культуры. Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры. Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культурно - творческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка приоритетными критериями в оценке деятельности социальных институтов. Антропологический подход позволяет повысить статус психолого-педагогической диагностики в определении динамики социального развития дошкольников, учитывать различные (возрастные, половые, национальные ) особенности личностного развития в процессе нравственного, полового, патриотического, интернационального, правового воспитания. Синергетический подход позволяет рассматривать каждый субъект педагогического процесса (дети, воспитатели, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию. В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия — к воспроизведению по образцу — к самостоятельному воспроизведению — к творчеству). Полусубъектный подход предполагает необходимость учета влияния всех факторов в социального развития (микрофакторы: семья, сверстники, детский сад, школа и др.; мезофакторы: этнокультурные условия, климат; макрофакторы : общество, государство, планета, космос). Системно-структурный подход предполагает организацию работы по социальному развитию дошкольников в соответствии с целостной педагогической системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм организации, условий и результатов взаимодействия педагогов с детьми. Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса. В содержание социального развития включается ориентировка ребенка в явлениях общественной и собственной жизни, в самом себе.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Родительство и отцовство как социальные институты
Как правило, говоря о родительстве, многие авторы подразумевают в этом контексте только матерей. Именно им посвящены многочисленные пособия по уходу за детьми и их воспитанию. В большинстве случаев именно материнское отношение является си ...

Возрастные кризисы
Кризис - состояние человека, при котором он читает, что у него не достаточно ресурса для решения задач, которые у него стоят. Возр. кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к ново ...

Влияние на коммуникативное развитие ребенка с задержкой психического развития микросоциальной среды
От общения в семье во многом зависит развитие коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения. Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адекватных коммуникативных навыков, нравственных ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru