Психофизиологические основы обучения

Страница 2

Сторонники "физиологического" подхода считают, что существует большой набор физиологических реакций организма, в которых отражаются изменения уровня фоновой активности ЦНС. Это – частота сердечных сокращений, артериального давления, изменения в ЭЭГ. Изменения функционального состояния рассматриваются как смена одного комплекса реакций другим. ( А.А. Генкин, В.И. Медведев и др.). Исследование ретикулярной формации с ее активирующими и инактивирующими отделами, а также лимбической системы, от которой зависит мотивационное возбуждение, дает основание связывать их с особым классом функциональных систем, выполняющих функции модуляции в мозге. Функциональное состояние является тем результатом, который достигается в результате конкретного взаимодействия таких функциональных систем. Возможность мониторинга функционального состояния учащихся для оптимизации обучения вытекает из роли и места мозговых механизмов, регулирующих состояния, в психической деятельности.

П. С. Купалов показал, что функциональное состояние отражается не только в изменении возбудимости головного мозга, но и в уровне его реактивности и лабильности. В работах А.М. Зимкиной функциональное состояние оценивается по совокупности средних значений возбудимости, реактивности и лабильности нервной системы.

Сильное отрицательное влияние на обучение оказывают высокая индивидуальная тревожность, повышенная реактивность симпатической нервной системы. Учащиеся с этими свойствами чаще других испытывают стресс и связанное с ним нарушение когнитивной деятельности. Особенно очевидным это становится во время экзаменов.

Положение о значимости функционального состояния для процесса обучения в условиях школы впервые было проверено в 1988 – 1989гг. канадским психофизиологом из Монреаля К. Мангиной, предпринявшим попытку оптимизировать обучение за счет ведения его в коридоре оптимального состояния. Он доказал, что, управляя ФС учащегося, можно существенно повысить эффективность обучения даже у детей с задержкой развития.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родите ...

Характеристика копинг–стратегий
Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуаций в трех плоскостях копинг – стратегий поведения: в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий); в когнитивной сфер ...

Характеристика и классификация экстремальных ситуаций
Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жер ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru