Психофизиологические основы обучения

Страница 1

Проблема оптимизации обучения – центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время управление процессом обучения осуществляется главным образом с учетом результатов успеваемости, на основе тестирования успешности обучения. При этом вне поля внимания остается вопрос о том, является ли выбранный педагогом режим обучения оптимальным с точки зрения биологических критериев. Другими словами, учитывается ли "биологическая цена", которую ученик платит за усвоение, приобретение знаний, т.е. те энергетические затраты, которые сопровождают процесс обучения и которые могут быть оценены через изменения функционального состояния учащегося.

Под функциональным состоянием человека, как правило, понимают "интегральный комплекс наличных характеристик и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека… функциональное состояние есть системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности". Однако такое определение функционального состояния носит самый общий характер и недостаточно раскрывает данное понятие. Попытка исследователей более конкретно и содержательно раскрыть сущность привела к возникновению двух различных подходов при разработке этой проблемы: "психологического" и "физиологического".

Сторонники "психологического" подхода, а он получил наиболее широкое распространение среди инженерных психологов и в эргономике, исходят из многих экспериментальных данных, свидетельствующих о существовании определенной зависимости эффективности деятельности от функционального состояния. На этом основании они и предлагают определить функциональное состояние через деятельность. Эффективность деятельности, в том числе и обучения, согласно этой точке зрения, является такой же мерой функционального состояния, как и другие группы показателей: 1) показатели изменения функционирования физиологических систем организма: сердечной, дыхательной, эндокринной, двигательной и др.; 2) показатели изменений субъективных переживаний; 3) показатели изменений в протекании основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления и процессов в эмоционально – волевой сфере. В рамках рассматриваемого подхода функциональное состояние оценивается через эффективность деятельности.

Многие исследователи придерживаются точки зрения, что понятие функционального состояния и уровня бодрствования тождественны. Наиболее ярким выражением такой позиции и является измерение функционального состояния через эффективность выполняемой деятельности.

В. Блок отмечал, что шкала уровней бодрствования представляет диапазон интенсивности поведения между сном и состоянием крайнего возбуждения. А изменение уровня бодрствования вызываются изменениями тонуса нервных центров или функционального состояния. То есть уровень бодрствования рассматривается им как поведенческое проявление функционального состояния. Его позиция подчеркивает необходимость изучения регулирующих или моделирующих влияний, исходящих из ретикулярных структур мозга как самостоятельного нейрофизиологического механизма. Соотношение уровня бодрствования и функционального состояния экспериментально было изучено Е.Н.Соколовым и Н.Н. Даниловой в опытах на кроликах. Функциональное состояние измерялось по средней частоте спайковых разрядов у неспецифических и специфических нейронов таламуса. Уровень бодрствования оценивался по комплексу изменений ЭЭГ, дыхания и мышечного тонуса.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Невротическое развитие личности
Невротические расстройства, как и многие иные, не являются статичными психическими образованиями. Значимыми для специалистов являются их динамические особенности: специфика появления и становления невротических симптомов, видоизменение в ...

Общая характеристика послеродовых психозов
До сих пор послеродовая депрессия, официально не признанная как клиническая единица, рассматривается в специальной литературе вместе с психическими расстройствами пуэрперального периода, поэтому длительное время ее относили либо к послеро ...

Классификация уровней решения конструктивных задач
Выделяют следующие уровни действий при решении конструктивных задач (Н.Н. Поддъяков, 1981; О.Н. Вялых, 1998): 0 уровень – отсутствие ориентировки в условиях задачи; 1 уровень – действия методом наложения элементов на расчлененный образе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru