Мышление
Мышление
– это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.
Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий.
Стадии мышления:
· Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества.
· Понятийное мышление у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складывание предметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляется понятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение понятий, сужений, умозаключений;
- решение проблем.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция – логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция – от общего к частному; аналогия – от частного к частному.
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека.
Процесс решения задач состоит из пяти этапов:
- мотивация;
- анализ проблемы;
- поиск решения ее проблемы на основании ее алгоритма, выбора оптимального варианта и принципиального учета логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;
- доказательство и обоснование правильности решения;
- реализация и проверка решения, его коррекция в случае необходимости.
Основные мыслительные операции:
· анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
· синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
· сравнение – установление отношений сходства и различия;
· обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
· абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности самостоятельно не существующих;
· конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;
· систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
В определении видов мышления существуют различные подходы:
1. По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.
2. По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое.
3. По содержанию решаемых задач:
· наглядно-действенное мышление – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;
· наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы;
· словесно-логическое мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями, различаются:
- теоретическое мышление – познание законов, правил, разработка концепций, гипотез;
- практическое мышление – подготовка преобразования действительности;
- аналитическое (логическое) мышление – носит временной, структурный и осознаваемый характер;
- реалистическое мышление – направлено на внешний мир, регулируется законами логики;
- аутистическое мышление – связано с реализацией желаний человека;
- продуктивное мышление – воссоздающее мышление на основе новизны мыслительной деятельности;
- репродуктивное мышление – воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию;
- непроизвольное мышление – предполагает трансформацию образов сновидения;
- произвольное мышление – целенаправленное решение мыслительных задач.
Качества мышления:
· самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
· инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;
· глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности;
· широта – способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;
· быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;
· оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;
Другие статьи:
Социальная ситуация: сущность, типология
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эколо ...
Связь между существующими задрежкам речи, психическим развитием и дефектами
центральной нервной системы
Одной из основных особенностей психического развития детей-логопатов, отмечает О.Н.Усанова (1993, 1995) является изменение характера их взаимодействия с окружающим миром. Это связано прежде всего с тем, что у них в той или иной степени (и ...
Запись информации на клеточном уровне
Как считают многие ученые-физики – элементарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки подчиняются как законам физики, так и основным законам физиологии. Они способны хранить, воспроизводить и передавать какие-либо сведения ...