Мышление

Страница 1

Мышление

– это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.

Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий.

Стадии мышления:

· Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества.

· Понятийное мышление у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складывание предметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляется понятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

- формирование и усвоение понятий, сужений, умозаключений;

- решение проблем.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция – логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция – от общего к частному; аналогия – от частного к частному.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека.

Процесс решения задач состоит из пяти этапов:

- мотивация;

- анализ проблемы;

- поиск решения ее проблемы на основании ее алгоритма, выбора оптимального варианта и принципиального учета логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;

- доказательство и обоснование правильности решения;

- реализация и проверка решения, его коррекция в случае необходимости.

Основные мыслительные операции:

· анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

· синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

· сравнение – установление отношений сходства и различия;

· обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

· абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности самостоятельно не существующих;

· конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

· систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

В определении видов мышления существуют различные подходы:

1. По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.

2. По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое.

3. По содержанию решаемых задач:

· наглядно-действенное мышление – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;

· наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы;

· словесно-логическое мышление – осуществляется при помощи логических операций с понятиями, различаются:

- теоретическое мышление – познание законов, правил, разработка концепций, гипотез;

- практическое мышление – подготовка преобразования действительности;

- аналитическое (логическое) мышление – носит временной, структурный и осознаваемый характер;

- реалистическое мышление – направлено на внешний мир, регулируется законами логики;

- аутистическое мышление – связано с реализацией желаний человека;

- продуктивное мышление – воссоздающее мышление на основе новизны мыслительной деятельности;

- репродуктивное мышление – воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию;

- непроизвольное мышление – предполагает трансформацию образов сновидения;

- произвольное мышление – целенаправленное решение мыслительных задач.

Качества мышления:

· самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;

· инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;

· глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности;

· широта – способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;

· быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;

· оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Коммуникативная компетентность. стратегии, тактики, виды общения
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Что ...

Психоаналитическая терапия
Осуществляется во множестве разных, зависящих от ориентации терапевта/аналитика модификаций. Даже в рамках ортодоксального психоанализа методики могут быть предельно различными - как, например, в работе А. Фрейд и М. Кляйн. Психодрама. ...

Лидерство как предмет изучения
Исследованиям проблем лидерства принадлежит заметное место в зарубежной социальной психологии, главным образом в американской. Насчитываются сотни статей и десятки монографий, посвященных разработке теорий лидерства и их приложению к прак ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru