Коррекционная программа по развитию зрительной образной памяти

Материалы » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Коррекционная программа по развитию зрительной образной памяти

Страница 3

На подготовительном этапе дети с высоким уровнем развития памяти внимательно слушали инструкцию к заданиям. При выполнении растяжек и телесных упражнений психолог оказывал помощь детям. Помощь выражалась в показе способа выполнения действий и контроле, за правильностью выполнения движения. По окончании выполнения этих упражнений у детей повышалась активность, интерес к выполняемой деятельности, улучшалось настроение. Для испытуемых характерно быстрое и точное запоминание и воспроизведение материала. Они принимали, усваивали и удерживали до конца мнемическую задачу. Дети были способны запомнить и воспроизвести до 4-х объектов. Выполнение глазодвигательных упражнений не вызвало затруднений. Здесь использовались игры на активизацию внимания с различными вариантами усложнений, телесные упражнения, упражнения на развитие памяти. Материал используемый в работе, был оформлен в основные цвета. Размер и форма изображений сильно отличались друг от друга. В конце занятий были предложены глазодвигательные упражнения. (Приложение 3).

Воспитанники со средним уровнем инструкцию слушали невнимательно. Для того чтобы улучшить принятие инструкции ребёнком, психолог просил некоторых детей повторять вслух поставленную перед ними задачу. Во время выполнения детьми растяжек и телесных упражнений психолог оказывал помощь: показывал движения и контролировал их выполнение. После выполнения упражнений у дошкольников повышалась активность, контактность, интерес к занятию. Воспитанники принимали и усваивали задачу запомнить-припомнить, но не удерживали её до конца выполнения деятельности. Дети выполняли задания неточно. Скорость запоминания и воспроизведения объектов воспитанниками разная: от быстрого до медленного. Дошкольники со средним уровнем часто ориентировались на детей с высоким уровнем. Максимальное количество воспроизводимых объектов – 3. Выполнение глазодвигательных упражнений не вызывало затруднений.

Целью основного этапа было обучить детей способам запоминания (вербализация (открытая / внутренняя), смысловая группировка, ассоциации (по сходству, по противоположности); использование синестезических комплексов (опора на зрительные, вкусовые, тактильные ощущения одновременно) и цепной метод (складывание цепочки мысленных образов); сокращение информации с абстрагированием от деталей, воспроизводящее повторение; контролю своих действий и активизировать и стабилизировать деятельность полушарий и мозолистого тела.

На этом этапе мы предлагали упражнения на активизацию внимания с различными вариантами усложнений, а также растяжки, дыхательные упражнения; телесные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, вариации упражнений на развитие памяти. В конце занятия мы предлагали глазодвигательные упражнения (Приложение 3).

Дети, имеющие высокий уровень развития памяти, были внимательны на протяжении всего времени обучения: при принятии инструкции и выполнении заданий. Выполнение растяжек и телесных упражнений, которые использовались на предыдущем этапе, не вызывало у них затруднений. Дети нуждались в минимальном контроле за правильностью выполнения новых упражнений. Задания на развитие мелкой моторики рук воспитанники выполняли по показу взрослого; дыхательные и глазодвигательные – по словесной инструкции. Дошкольники принимали, усваивали и удерживали задачу запомнить-припомнить в течение всей деятельности. Дети проявляли интерес к выполнению заданий.

Они овладели такими мнемическими приёмами как воспроизводящее повторение, вербализация (большинство детей способны открыто вербализировать чаще при помощи наводящих вопросов взрослого), ассоциации (по сходству дошкольники осваивали быстрее и надёжнее, чем по противоположности), использовали синестезические комплексы и цепной метод, абстрагировались от деталей при запоминании изображений, опирались на смысловую группировку. В случаях затруднений вербализации, психолог задавал наводящие вопросы воспитанникам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Значение теории Гальперина в психодиагностике интеллекта
Известно, что в нашей стране психодиагностика интеллекта была под запретом более двадцати лет. Затем появились призывы вернуться к разработке ее проблем [30], но до возникновения реального интереса к этому виду психологической работы прош ...

Мотивы измены у мужей
Чем же люди мотивируют вступление во внебрачные связи? Обратимся к данным социологического опроса. Мужчины чаще всего объясняют это половой потребностью. Большей частью эта потребность, не связываемая с какими-либо эмоциональными и духовн ...

Эволюция проблемы знакового опосредования у его последователей: Леонтьева, Запорожца, Гальперина
Основы культурно-исторической концепции были заложены самим Л.С. Выготским где-то около 1927-28 годов, затем он очень многое внес в формулирование ее основных положений. Но как при жизни самого Льва Семеновича, так и после его кончины, бо ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru