Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения

Материалы » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения

На современном этапе происходит изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, в частности к лицам с нарушениями зрения. Этот процесс отражается в их интеграции в общество, в разработке новых технологий обучения и воспитания.

В рамках этого большое значение придаётся проблеме психологической подготовки детей с нарушениями зрения к школе, в решении которой немаловажную роль играет развитие зрительной образной памяти, так как она обеспечивает длительное хранение информации, что необходимо для прочного усвоения знаний.

Разработанность проблемы. Проблеме изучения зрительно – образной памяти у детей с нарушением зрения посвящено в научной литературе большое количество работ, как в зарубежной, так и в отечественной литературе.

Среди зарубежных исследователей, изучением данного вопроса занимались такие ученые как Г. Мюллер, А. Пильцекер, К. Готшальд, В. Келер, А. Бине, К. Бюлер, Д.Б. Бродбент, П. Линдслей и др., которые рассматривали процессы памяти, её виды, индивидуальные особенности. Центральное место при этом уделяется описанию приёмов запоминания, содействующих повышению продуктивности процесса и становления мнемической деятельности.

Среди отечественных ученых, данной проблемой занимались Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, З.М. Истомина и др. учёные.

Учёные выделяют такие виды заучивания как кратковременное, длительное; произвольное, непроизвольное; логическое (осмысленное), механическое; сплошное, выборочное.

Значительный вклад в изучение памяти дошкольников, развивающих в норме, внесли такие учёные как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Эббингауз Г. и др.

На современном этапе учебно-воспитательный и коррекционный процессы ориентированы на конкретную личность ребёнка, что способствует лучшему её развитию. Несмотря на это, не всегда в специалисты дошкольных коррекционных учреждений в практической деятельности опираются на личностно-ориентированный подход, не используют результаты научных исследований, характеризующих особенности возрастного, сенсорного и индивидуального развития структур головного мозга и их роли в психической организации ребёнка. Это противоречие обусловило выбор темы нашего исследования.

Но, несмотря на большое количество научных исследований, наше изучение данной проблемы позволит внести определенную ценность и значимость.

Целью исследования является сравнение эффективности системы работы по развитию зрительной образной памяти у слабовидящих дошкольников с использованием дидактических игр и упражнений и системы, сочетающей в себе дидактические игры и упражнения с упражнениями, активизирующими мозговые структуры.

В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы в психолого педагогических, дефектологических и нейропсихологических исследованиях.

2. Выявить особенности зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

3. Выявить эффективность систем работы, направленных на развитие зрительной образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Объектом исследования является зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения.

Другие статьи:

Социально-психологический климат как объект изучения психологии
Важным показателем состояния психологии организации является социально-психологический климат. Именно он выступает внешним проявлением различных групповых феноменов в виде поведенческих и речевых актов. Другими словами, социально-психолог ...

Пассивность
Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребёнка, считают, что просто «тихоня», отличающийся хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так. Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятн ...

Эволюция проблемы знакового опосредования у его последователей: Леонтьева, Запорожца, Гальперина
Основы культурно-исторической концепции были заложены самим Л.С. Выготским где-то около 1927-28 годов, затем он очень многое внес в формулирование ее основных положений. Но как при жизни самого Льва Семеновича, так и после его кончины, бо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru