Проблема влияния на человека общественной культуры

Материалы » Влияние на человека общественной культуры » Проблема влияния на человека общественной культуры

Страница 1

Одним из первых исследователей, обративших внимание на влияние культуры и подчеркнувших ее значение, был Б. Саймон в 1958 году. Б.Саймон особенно резко подчеркнул, что оценки испытуемых, которые получает исследователь, прежде всего отражают не их подлинные возможности, а те социальные условия, в которых они родились и выросли. В качестве примера приводится ряд вербальных тестов с использованием слов, значение которых должен знать ребенок, чтобы хорошо ответить на вопросы теста. Используемые в тестах слова лучше известны одним детям, хуже другим, а иным они совсем на известны. Таким образом, дети, которые не имели возможности много читать или развивать разговорную речь, оказывались в невыгодном положении.[2]

Исследование Б. Саймона относится только к английским детям, то есть детям, воспитывавшимся в одной национальной культуре, несмотря на все ее разнообразие. Естественно, что эти свойства тестов становятся ярче, когда объектами диагностики становятся представители различных этнических групп, разных национальных культур, а также лица иной общественной среды. В последние годы расширяются диагностические исследования, охватывающие детей и взрослых, которые воспитывались и формировались в условиях, отличающихся от тех, которые в целом называют европейской культурой, например, представителей некоторых африканских этнических групп.

На формирование индивидуально-психологических различий между людьми влияют социально-экономические и культурные факторы. Не исключается также роль наследственности. Выявленные особенности людей рассматриваются как продукт совместного действия среды и наследственности.

Теперь рассмотрим более подробно то, как общественная культура влияет на человека и его развитие.

Надо сказать, что в культуру входят как абстрактные, так и материальные элементы. Рассмотрим их различия. Под абстрактными элементами понимаются ценности, убеждения, идеи, типы индивидуальности, религиозные представления. Под материальными компонентами подразумеваются книги, компьютеры, инструменты, здания и т.п.

Культура дает человеку осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:

- осознание себя и мира;

- общение и язык;

- одежда и внешность;

- культура питания;

- представления о времени;

- взаимоотношения;

- ценности и нормы;

- вера и убеждения;

- мыслительные процессы и обучение;

- привычки в работе.

Ценности – это объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы. Нормы – это правила поведения, выработанные группой на основе согласия всех ее участников.[3]

Культура передается из поколения в поколение, прежде всего такими общественными институтами, как семья, школа, религия. Предшествующий опыт и общение со сверстниками также являются источниками культурных ценностей. Итак, три института – семья, религия и школа – вносят огромный вклад в передачу и усвоение традиционных ценностей и готовят почву для гармоничного восприятия новых реалий.

Люди составляют отдельную этническую группу в зависимости от того, насколько общими для членов этнической группы являются особенности мировосприятия и миропознания, отличные от взглядов других этнических групп. Аналогично тому, как поведение человека обусловлено культурой, социальной средой, оно определяется также и ощущением собственной этнической принадлежности.[4]

В понятии этно-культурный компонент различают такие культуры, как, например, культура коренных жителей какой-либо страны; культура национальных групп; культура религиозно-этнических групп. А также существуют поликультурные общества, такие как США, Россия и Сингапур, где ценятся высоко культурное разнообразие и равенство.

Микрокультуры формируются вокруг национальности, религии, географического местоположения. Вклад одних этнических групп в культурное разнообразие какой-либо страны больше, чем других, но те переменные, которые важны для достижения успеха, как правило, одинаковы для всех независимо от национальности.

Огромно влияние этно-культурного компонента на развитие творческих способностей людей. Для каждой этнической группы характерны свои культурные особенности и творческие достижения в искусстве, литературе, музыке.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации
Адаптация – одно из ключевых понятий в научном исследовании человеческой природы. Это естественный и необходимый компонент существования человека в системе "организм – среда", в системе "личность – социум", поскольку и ...

Методы работы учителя с гиперактивными детьми
Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми: · развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения; · отработка конкретных навыков взаимодейств ...

Определение термина самооценка
Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонть ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru