Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении

Материалы » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении

Страница 1

Рассмотрим особенности зрительной образной памяти лиц с нарушениями зрения.

Долгое время тифлопсихологи считали, что память у слепых развивается интенсивнее, чем у зрячих. Это объяснялось дополнительным высвобождением «специфической энергии» зрительного анализатора и результатом мнемических упражнений. Они же относили память слепых к словесно-логическому типу. Современные исследования показали, что при дефектах зрения развитие памяти протекает по общим закономерностям. При этом исследователи констатируют затруднённость и специфические особенности протекания психического процесса (М.И. Земцова, А.И. Зотов, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева). Что же касается преобладающего вида и типа памяти, то на сегодняшний день доказано, что не столько анатомо-физиологические особенности, сколько характер деятельности и содержание запоминаемого материала определяют их.

Исследования М. И. Земцовой, А. Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др. свидетельствуют, что развитие зрительной образной памяти зависит от опыта (двигательного, эмоционального), полученного на предшествующих ступенях онтогенеза. В результате зрительного дефекта этот опыт ограничен, что влечёт специфические трудности в формировании и становлении зрительных образов. Для зрительных образов слабовидящих характерно:

1. Неполнота формируемого образа (опускаются мелкие и малозаметные детали, нарушаются пропорции, величины деталей).

2. Неполноценность связи непосредственного восприятия с предыдущим опытом.

3. Недостаточное осознание связи между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета.

4. Трудности при мысленном воссоздании образа объемного предмета на основе восприятия его плоскостного изображения.

5. Неполное отражение воспринимаемых свойств предметов в речи.

6. Слабость удержания предметных образов в долговременной, а часто и в оперативной памяти.

Так, дети с дефектами зрения испытывают трудности в опознании контуров и форм предметов. Они часто путают и смешивают близкие по внешним признакам объекты (круг – овал, квадрат – прямоугольник, треугольник – трапеция).

Сложности возникают и в выделении главных и второстепенных признаков предметов. В результате этого индивид запоминает и воспроизводит материал по отдельным характеристикам объекта, часто несущественным.

Так же отмечаются трудности в оценке пространственного расположения предметов.

Все перечисленные факты приводят к тому, что зрительные образы лиц с дефектами зрения мало дифференцированы, схематичны, фрагментарны и малоподвижны. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие, что образы слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду. Даже небольшой промежуток времени (1-3 мес.) отрицательно сказывается на уровне дифференцированности и адекватности образов-эталонов. Другими словами, нарушение зрительного восприятия приводит отклонениям зрительной образной памяти.

У детей – как зрячих, так и незрячих и слабовидящих – первоначально преобладает наглядно-действенный, затем наглядно-образный вид памяти, позже – словесно-логический. При этом на всех этапах развития мнемической деятельности происходит опора на наглядно-действенную память.

А.Г. Литвак отмечает, что у слепых и слабовидящих школьников слабее, чем в норме, проявляется действие «закона края», согласно которому лучше запоминается начало и конец материала. У них наиболее продуктивно запоминается начало материала, что А.Г. Литвак объясняет повышенной утомляемостью детей с нарушениями зрения.

А.И. Зотов, А.Г. Литвак указывают, что протекание процессов запоминания, сохранения и забывания связано, в первую очередь, с ограниченными возможностями слепых и слабовидящих повторно воспринимать усвоенный материал.

Исследования, направленные на изучение процессов сохранения и забывания, указывают, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду.

Факты, полученные в ходе исследований различными учеными памяти детей с нарушениями зрения, свидетельствуют о затрудненности и специфичности протекания запоминания, сохранения и воспроизведения у данной категории детей. Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, что и в норме - увеличение объема и скорости запоминания с возрастом, преобладание смыслового запоминания над механическим, лучшее запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте, чем в старшем, те же, что и в норме, проявления ассоциативной памяти.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Понимающий гештальт — актуальная национальная задача
Гештальт представляет собой эгоцентризм, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Перцепция просветляет стимул, здесь описывается централизующий процесс или создание нового ...

Понятие совместимости в психологической литературе, виды совместимости
Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Исторически сложилось так, что большое количество психологических работ, посвященных этому феномену, было в ...

Особенности лечебного воспитания
Лечебное воспитание – это лечения при помощи воспитания и обучения. Начиная с 70-х годов специалисты все больше склоняются к тому, что главное лечение аутичного ребенка – это лечение обучением. Нам хотелось бы, однако, уточнить эту форму ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru