Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении

Материалы » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении

Страница 3

По мнению А.Г. Литвака ученики младших классов с нарушениями зрения учебный материал запоминают тремя способами: частичный способ; целостный; комбинированный.

При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию. Более продуктивен целостный метод, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, затем материал снова повторяется в целом.

Овладение приёмами запоминания зависит от чувственного опыта человека, уровня интеллектуального развития, типологических особенностей личности и не зависит от состояния зрительных функций.

Тифлопсихологи (М.И. Земцова, А.И. Зотов, М.Ф. Носова, Т.А. Подугольникова) утверждают, что у лиц с нарушениями зрения имеются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала, а также в объёме памяти. Результаты проведённого исследования М.Ф. Носовой и Т.А. Подугольниковой показали, что объём памяти у старших дошкольников в среднем в 1,5 раза меньше, чем у детей без дефекта зрения. Продуктивность узнавания легко вербализуемых объектов в 1,2 раза ниже, чем у детей с нормальным зрением, а трудно вербализуемых - 1,3 раза.

Таким образом, память слабовидящих детей развивается по общим с нормой законам, имея при этом свои особенности, связанные с ограниченными возможностями повторного восприятия предмета, с недостаточной значимостью объектов и их понятий, с нарушением согласованности работы глазодвигательной системы, с уменьшением количества бинокулярных нейронов и нарушением межнейронных связей в зрительной коре (Н.Н. Зислина).

Наряду с рассмотрением становления мнемической деятельности дошкольников в рамках нашей исследовательской работы необходимо представить материал, затрагивающий вопрос доминирования полушария в данном возрастном периоде. Так экспериментальные данные Н.Н.Николаенко, Э.Г. Симерницкой, А.Л. Сиртюк, В.В. Суваровой, Л.С. Цветковой позволяют говорить о том, что в дошкольном возрасте наиболее активным является правая гемисфера. При этом у левшей не отмечается чётко выраженного превалирования того или иного полушария.

Установлено, что у мальчиков темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Из этого следует, что случаи левополушарного доминирования в старшем дошкольном возрасте у девочек встречаются чаще, чем у мальчиков того же возраст.

К.Н. Дудкин указывает на то, что ведущим полушарием старших дошкольников с нарушенным зрением преимущественно является левое (в результате парциального поражения правой гемисферы)говых структур.оловного мозгам головного мозга слелать следующиее ).

Итак, информация, представленная в параграфе, позволяет утверждать, что на сегодняшний день психологическими исследованиями:

- выделены основные линии развития памяти в дошкольном детстве, становление различных видов памяти, особенности усвоении мнемических способов и приемов запоминания материала детьми на разных возрастных ступенях;

- изучены особенности и этапы развития разных видов памяти у дошкольников, структурные компоненты, факторы, определяющие их продуктивность, особенности, связанные с полом ребенка;

- определены общие закономерности и специфические особенности зрительных образов, становление и протекание зрительной образной памяти лиц с нарушениями в развитии, способы запоминания материала, индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала, в объёме памяти.

- установлено, что становление памяти детей с нарушениями зрения протекает по тем же законам и закономерностям, что и у нормально-развивающихся, что связано с поэтапным созреванием мозговых структур. В условиях дефицитарного развития становление и протекание мнемической деятельности приобретает своеобразие.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Преодоление забывания как результат развития памяти
Преодоление забывания имеет большое практическое значение, так как большинство людей, обладающих нормальной, невыдающейся памятью, считают забывание все же негативным явлением, тормозящим эффективное обучение, противодействующее организац ...

Анализ особенностей психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у младших школьников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях
В настоящее время идет активный поиск средств гуманизации школьного образования, ориентация на самостоятельность личности, на ее внутренние ресурсы, на стремление субъекта к самореализации. Гуманистические тенденции, связанные с оказание ...

Общее представление о свойствах нервной системы
Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий. Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru