Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении
По мнению А.Г. Литвака ученики младших классов с нарушениями зрения учебный материал запоминают тремя способами: частичный способ; целостный; комбинированный.
При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию. Более продуктивен целостный метод, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, затем материал снова повторяется в целом.
Овладение приёмами запоминания зависит от чувственного опыта человека, уровня интеллектуального развития, типологических особенностей личности и не зависит от состояния зрительных функций.
Тифлопсихологи (М.И. Земцова, А.И. Зотов, М.Ф. Носова, Т.А. Подугольникова) утверждают, что у лиц с нарушениями зрения имеются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала, а также в объёме памяти. Результаты проведённого исследования М.Ф. Носовой и Т.А. Подугольниковой показали, что объём памяти у старших дошкольников в среднем в 1,5 раза меньше, чем у детей без дефекта зрения. Продуктивность узнавания легко вербализуемых объектов в 1,2 раза ниже, чем у детей с нормальным зрением, а трудно вербализуемых - 1,3 раза.
Таким образом, память слабовидящих детей развивается по общим с нормой законам, имея при этом свои особенности, связанные с ограниченными возможностями повторного восприятия предмета, с недостаточной значимостью объектов и их понятий, с нарушением согласованности работы глазодвигательной системы, с уменьшением количества бинокулярных нейронов и нарушением межнейронных связей в зрительной коре (Н.Н. Зислина).
Наряду с рассмотрением становления мнемической деятельности дошкольников в рамках нашей исследовательской работы необходимо представить материал, затрагивающий вопрос доминирования полушария в данном возрастном периоде. Так экспериментальные данные Н.Н.Николаенко, Э.Г. Симерницкой, А.Л. Сиртюк, В.В. Суваровой, Л.С. Цветковой позволяют говорить о том, что в дошкольном возрасте наиболее активным является правая гемисфера. При этом у левшей не отмечается чётко выраженного превалирования того или иного полушария.
Установлено, что у мальчиков темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Из этого следует, что случаи левополушарного доминирования в старшем дошкольном возрасте у девочек встречаются чаще, чем у мальчиков того же возраст.
К.Н. Дудкин указывает на то, что ведущим полушарием старших дошкольников с нарушенным зрением преимущественно является левое (в результате парциального поражения правой гемисферы)говых структур.оловного мозгам головного мозга слелать следующиее ).
Итак, информация, представленная в параграфе, позволяет утверждать, что на сегодняшний день психологическими исследованиями:
- выделены основные линии развития памяти в дошкольном детстве, становление различных видов памяти, особенности усвоении мнемических способов и приемов запоминания материала детьми на разных возрастных ступенях;
- изучены особенности и этапы развития разных видов памяти у дошкольников, структурные компоненты, факторы, определяющие их продуктивность, особенности, связанные с полом ребенка;
- определены общие закономерности и специфические особенности зрительных образов, становление и протекание зрительной образной памяти лиц с нарушениями в развитии, способы запоминания материала, индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала, в объёме памяти.
- установлено, что становление памяти детей с нарушениями зрения протекает по тем же законам и закономерностям, что и у нормально-развивающихся, что связано с поэтапным созреванием мозговых структур. В условиях дефицитарного развития становление и протекание мнемической деятельности приобретает своеобразие.
Другие статьи:
Основные вопросы, которые ставил Выготский при изучении проблемы знакового
опосредования
Вопрос состоит в выявлении условий перехода от опосредованного действия к действию непосредственному, к поступку, совершаемому мгновенно, как бы без размышления, но остающемуся тем не менее в высшей степени сознательным, свободным, нравст ...
Лояльность нового персонала
Эффективность компании – первоочередная задача менеджмента и условие инвестирования в человеческие ресурсы организации. Такие инвестиции ведут к более высокой удовлетворенности персонала организации и как следствие — к улучшению качества ...
Понимание личности в психологии
Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.
Понятие личности начало ск ...