Основные психологические концепции к изучению развития зрительной образной памяти слабовидящих детей
Также необходимо уделять внимание правильной организации повторений. Необходимо правильно распределить повторения во времени; менять и форму повторений, то есть одни и те же задачи можно решать на новом содержании. Для прочного запоминания лучшим вариантом поделить материал на части. И, конечно, надо постоянно поддерживать интерес детей и не забывать об их возрастных особенностях и возможностях.
Что же касается развития самоконтроля детей, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок, то, как утверждает Р. Аткинсон, следует побуждать ребенка, контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. Для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом.
Н. Дронина и В.П. Ляудис отмечают, что на развитие зрительной образной памяти дошкольника оказывают влияние и такие факторы как личностная значимость, заинтересованность в выполнении задания и достижении результата, эмоциональность.
На современном этапе развития науки рядом учёных (Э.Г. Симерницкая, В.В. Суварова, Е.Д. Хомская и др.) доказано, что нормальное функционирование организма возможно лишь при согласованной работе обоих полушарий. Известно, что каждое полушарие делает различный вклад в ту или иную психическую функцию. Очевидным становиться, что одним из условий развития зрительной образной памяти является активизация и стабилизация работы мозгового субстрата. При этом специалисты отмечают, что занятия необходимо начинать не только с предварительной активизации внимания, но и мозгового субстрата, с последующей стабилизацией его работы.
Таким образом, анализ проблемы по выявлению эффективных путей развития образной зрительной памяти в старшем дошкольном возрасте показывает, что отечественная психологическая наука располагает весьма широким спектром знаний по этому вопросу.
На настоящий момент в психолого-педагогической литературе изучены и систематизированы различные психолого-педагогические условия развития зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста. К ним относят: упражнения на развитие внимания, восприятия, активизация межполушарного взаимодействия, обучение приемам запоминания, обогащение перцептивного зрительного опыта, обучение самоконтролю в процессах памяти и пр. Авторами подчеркивается необходимость использования игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве.
В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения, выполняющую важные функции; правила, требования и особенности ее организации (этапы, методы, оборудование, руководство и пр.) в зависимости от нарушения, имеющегося у ребенка.
Учёт и реализация представленных психологических условий может служить гарантией эффективного развития образной зрительной памяти дошкольников.
Итак, теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований показывает значительную заинтересованность в поиске психологических условий по развитию зрительной образной памяти в дошкольный период.
На сегодняшний день исследователями
- установлены физиологические основы, психическая организация, виды памяти, функции, процессы, особенности связи зрительной памяти с другими психическими процессами, состояниями и свойствами;
- определены основные механизмы возникновения образов памяти, их типы, закономерности преобразования.
- обозначены особенности генезиса развития зрительной образной памяти в дошкольный период, в том числе и у детей с сенсорными нарушениями.
- выявлены общие закономерности и специфические особенности зрительных образов, индивидуальные различия, развитие способов запоминания материала.
- систематизированы различные психолого-педагогические условия развития зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста, учёт и реализация которых служит гарантией эффективного развития образной зрительной памяти дошкольников.
Таким образом, дидактическая игра является одним из основных психологических условий, которое увеличивает продуктивность мнемической деятельности дошкольника.
Ещё одним психологическим условием развития зрительной образной памяти старших дошкольников является обогащение перцептивного зрительного опыта. М. Житникова и М.И. Земцова говорят, что необходимо широко использовать наглядный материал. Во время объяснения детям нового материала и повторении уже знакомого полезно сочетать словесные объяснения с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. В.П. Николаева рекомендует слабовидящим детям показывать предметы в натуральном виде. Они дают наиболее полные представления о реальных объектах, их свойствах. Далее от натурального объекта переходить к модели, макету, рисунку, схеме. При использовании макетов желательно учитывать реальную форму и цвет объектов.
Другие статьи:
Определение адаптации, и её виды
Адаптация – приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды. Различаются два аспекта адаптации – биологический и психологический.
Биологический аспект – приспособление организма к физическим условиям среды (темпера ...
Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии
Существуют различные периодизации развития человека как субъекта труда. Одной из самых известных в отечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым [2, с. 162-172].
Допрофессиональное развитие
1. Стадия предыгры ...
Развитие высших психических функций в переходном возрасте
Вся история психического развития в переходном возрасте состоит из, строгой иерархии, т.е. перехода функций вверх и образования самостоятельных высших синтезов. В процессе развития все эти функции образуют сложную иерархическую систему, г ...