Критический взгляд на НЛП
Поскольку нейро-лингвистическое программирование у нас в стране известно ещё не слишком широко, в этой курсовой работе мы довольно широко обращались к оригинальным текстам авторов, которые работают в этом направлении психологии. Ведь для того, чтобы сделать попытку оценить что-либо, необходимо прежде с ним познакомиться. Теперь, когда краткое знакомство состоялось, мы можем перейти к осмыслению места НЛП в системе психологической науки и деятельности практических психологов.
Прежде всего, необходимо отметить, что НЛП зародилось и развивалось в США – в стране, где традиционно сильны психологические школы бихевиоризма и гештальт-психологии. Рассматривая концептуальный набор НЛП, можно заметить, что эта школа имеет духовное родство и с бихевиоризмом, и с гештальт-психологией. С бихевиоризмом её роднит концептуальный акцент на практической стороне любой психологической проблемы, т.е., некоторый прагматизм. Сторонники НЛП не скрывают свою нацеленность именно на практические результаты. Однако, в отличие от классического бихевиоризме в интерпретации, например, Скиннера, который считал, что теории в психологии вообще не нужны, НЛП не отказывается от теоретического базиса.
Этот теоретический базис сформировался в процессе постоянного противопоставления и конкуренции с весьма распространённой в США гештальт-терапией. Отрицая основные холистические тенденции гештальтистов, практики НЛП основывают свою деятельность на данных, которые были получены психофизиологами.
Сами по себе эти психофизиологические результаты, будучи получены в строго научной парадигме, не вызывают никаких сомнений с точки зрения критерия научности. Однако выстраивание технологий психотерапевтического воздействия – это уже процесс совершенно иной природы, нежели простая констатация тех или иных научных результатов.
Основываясь на психофизиологическом базисе, НЛП-технологии имеют в своей основе ещё один компонент – методологическую, мировоззренческую, даже философскую направленность.
В качестве философского основания НЛП использует известное положение философии прагматизма, выраженное ещё Дьюи. Оно может быть сформулировано так: важны не поиски истины, а методы успешного достижения конкретного практического результата. Мы видим это положение в одном из основных утверждений НЛП: «Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта – отражение мира не является более подлинной или настоящей, чем любая другая»[14].
В нашей стране подобная философская трактовка представляется пока что довольно экзотической, поскольку отечественная духовная традиция тесно связана с немецкой классической философией, в которой понятие истины занимает более главенствующее положение, чем понятие пользы.
Тем не менее, нельзя с порога отвергать концепцию только потому, что она является непривычной для данного культурного контекста; тем более, что в последние годы практическая жизнь в нашей стране открыла широкое поле для применения именно прагматистских установок.
Кроме того, нельзя забывать о том, что в конечном счёте НЛП призвана оказывать психотерапевтическое воздействие, т.е. облегчать страдания людей. И в этой связи действительно можно согласиться с утверждениями приверженцев НЛП, что не столь важно, как именно что-либо работает – важно, что оно действительно работает, т.е. приводит к осязаемым результатам. Если имеются позитивные результаты каких-либо психотехнологий, то уже вторичным представляется задача теоретиков каким-либо образом обосновать это. Есть надежда, что прошли те времена, когда главенствующее направление в какой-либо науке могло – с помощью правительственных ресурсов – подавить все прочие направления, опираясь лишь на один-единственный довод – довод о методологической (или мировоззренческой) несостоятельности этих направлений.
Другие статьи:
Что и как формирует семья у детей дошкольного и школьного возраста
Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусл ...
Воображение
Воображение –
это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
По степени выраженности активности различают:
- активное воображение, которое характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному ...
Понятие эмоционального выгорания и его характеристика
О синдроме эмоционального выгорания впервые заговорили за рубежом около 40 лет назад, в то время его обозначили словом «burnout», что переводится как сгорание, затухание горения, выгорание.
Термин «синдром эмоционального выгорания» ввёл ...