Критический взгляд на НЛП

Поскольку нейро-лингвистическое программирование у нас в стране известно ещё не слишком широко, в этой курсовой работе мы довольно широко обращались к оригинальным текстам авторов, которые работают в этом направлении психологии. Ведь для того, чтобы сделать попытку оценить что-либо, необходимо прежде с ним познакомиться. Теперь, когда краткое знакомство состоялось, мы можем перейти к осмыслению места НЛП в системе психологической науки и деятельности практических психологов.

Прежде всего, необходимо отметить, что НЛП зародилось и развивалось в США – в стране, где традиционно сильны психологические школы бихевиоризма и гештальт-психологии. Рассматривая концептуальный набор НЛП, можно заметить, что эта школа имеет духовное родство и с бихевиоризмом, и с гештальт-психологией. С бихевиоризмом её роднит концептуальный акцент на практической стороне любой психологической проблемы, т.е., некоторый прагматизм. Сторонники НЛП не скрывают свою нацеленность именно на практические результаты. Однако, в отличие от классического бихевиоризме в интерпретации, например, Скиннера, который считал, что теории в психологии вообще не нужны, НЛП не отказывается от теоретического базиса.

Этот теоретический базис сформировался в процессе постоянного противопоставления и конкуренции с весьма распространённой в США гештальт-терапией. Отрицая основные холистические тенденции гештальтистов, практики НЛП основывают свою деятельность на данных, которые были получены психофизиологами.

Сами по себе эти психофизиологические результаты, будучи получены в строго научной парадигме, не вызывают никаких сомнений с точки зрения критерия научности. Однако выстраивание технологий психотерапевтического воздействия – это уже процесс совершенно иной природы, нежели простая констатация тех или иных научных результатов.

Основываясь на психофизиологическом базисе, НЛП-технологии имеют в своей основе ещё один компонент – методологическую, мировоззренческую, даже философскую направленность.

В качестве философского основания НЛП использует известное положение философии прагматизма, выраженное ещё Дьюи. Оно может быть сформулировано так: важны не поиски истины, а методы успешного достижения конкретного практического результата. Мы видим это положение в одном из основных утверждений НЛП: «Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта – отражение мира не является более подлинной или настоящей, чем любая другая»[14].

В нашей стране подобная философская трактовка представляется пока что довольно экзотической, поскольку отечественная духовная традиция тесно связана с немецкой классической философией, в которой понятие истины занимает более главенствующее положение, чем понятие пользы.

Тем не менее, нельзя с порога отвергать концепцию только потому, что она является непривычной для данного культурного контекста; тем более, что в последние годы практическая жизнь в нашей стране открыла широкое поле для применения именно прагматистских установок.

Кроме того, нельзя забывать о том, что в конечном счёте НЛП призвана оказывать психотерапевтическое воздействие, т.е. облегчать страдания людей. И в этой связи действительно можно согласиться с утверждениями приверженцев НЛП, что не столь важно, как именно что-либо работает – важно, что оно действительно работает, т.е. приводит к осязаемым результатам. Если имеются позитивные результаты каких-либо психотехнологий, то уже вторичным представляется задача теоретиков каким-либо образом обосновать это. Есть надежда, что прошли те времена, когда главенствующее направление в какой-либо науке могло – с помощью правительственных ресурсов – подавить все прочие направления, опираясь лишь на один-единственный довод – довод о методологической (или мировоззренческой) несостоятельности этих направлений.

Другие статьи:

Кризис 17 лет
Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, ...

Характеристика подростковой конфликтности
Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный к ...

Методологические подходы Дж. Гибсона в экологической психологии
Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в "физическом мире", а в "экологическом мире". "Физический мир" это мир как его исследуют и описывают физика, хим ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru