Гендерная специфика представлений об отцовстве

Материалы » Гендерная специфика представлений об отцовстве

Ученые, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, забывая о существовании отца. Выходят книги о семейном воспитании, в которых отец вообще не упоминается. Это происходит из-за того, что в совершенно разных обществах распространена установка: мужчина не предназначен, не приспособлен для воспитания ребенка (Кочубей Б.И., 1990). Хотя уже в 1953 году вышла книга американских педагогов Инглиша и Фостера «Отцы это тоже родители», а также выходили периодические публикации, например, «Отец - забытый родитель».

Рост интереса к проблеме отцовства начался в начале 80-х годов и был связан с переоценкой роли женщины в семье и, в частности, демографическими изменениями в американской семье. Данной проблемой занимались такие ученые и исследователи как Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г. Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас и др. Интерес к отцовству формировался, когда отец выполнял роль единственного кормильца в семье. Сейчас этот интерес уменьшился, ведь уровень разводов достиг 50%, а 1/3 всех детей рождаются в неполных семьях.

Исторические и социологические исследования отцовства показали, что оно представляет собой социальное явление. «Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях» (Саралиева З.Х., 2002).

Мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» - один из самых распространенных стереотипов общественного сознания. Всюду ученые и публицисты констатируют о роли безотцовщины, незначительности и бедности отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, о педагогической некомпетентности, неумелости отцов, о незаинтересованности и неспособности отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми. Однако интерпретируют эти факты разные ученые по-разному. Одни полагают, что происходит быстрое, неуклонное и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Другие склонны думать, что так было всегда, что отцы никогда не играли важной роли в воспитании детей и сегодняшние тревоги отражают только сдвиги в стереотипах массового сознания.

Из всего выше перечисленного безусловной и грустной реальностью является рост безотцовщины, связанный в первую очередь с динамикой разводов и увеличением числа одиноких матерей (Кон И.С., 2003). В большинстве индустриально-развитых стран неуклонно растет удельный вес детей, воспитывающихся без отцов. Однако растет и число одиноких отцов.

Верно, что в целом отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но так было не всегда, мужчины почти никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их, особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими.

Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, пример для подражания, наставник. В современной городской семье мальчики уже не видят как работает их отец, а традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрен пьедестал. (Кон И.С., 2003).

По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается. Ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отражается в стереотипном образе отцовской некомпетентности. Американские исследователи Р.Дей и У.Маккей проанализировали 218 карикатур, опубликованных между 1922 и 1968 гг., изображающих взрослых с детьми. Оказалось, что мужчины изображаются некомпетентными в 78,6% и компетентными в 21,4% карикатур. Мужчина, таким образом, оценивается по традиционно женским критериям, по той деятельности, которой отцы никогда раньше всерьез не занимались и к которой они социально и психологически плохо подготовлены.

Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка – важное событие, которое часто недооценивается. Для большинства мужчин это символизирует переход от одной стадии жизненного цикла к другой и именно рождение ребенка можно считать началом взрослости.

В некоторых случаях ожидание и рождение ребенка могут быть для отца настоящим кризисом, в котором можно выделить 4 стороны: материальная, временная, психологическая и сексуальная.

У молодых отцов нередко отмечаются проявления эмоций, страха, депрессии, тревоги. «Эти изменения, происходящие в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка и особенностями его темперамента, значительно больше, чем подобные изменения у молодой матери» (Кочубей Б.И.,1990). А это противоречит общепринятому мнению, что появление ребенка для мужчины менее важное событие, чем для женщины.

С рождением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и другие трудности). И практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. (Кон И.С., 2003). Это способствует более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку.

Таким образом, положение мужчины в период становления отцовства – тяжелый, кризисный момент. Будущие отцы также как и матери нуждаются в особой поддержке, помощи и подготовке со стороны специалистов- психологов, педагогов, медицинских работников к принятию новой роли.

В последнее время наблюдается тенденция роста неполных семей, за счет увеличения количества разводов, смертности среди мужского населения и матерей-одиночек, что ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. Поэтому в нашей работе мы ставим перед собой целью рассмотреть, как же влияет наличие/отсутствие отца на личностное развитие ребенка в период детства.

Целью нашего исследования мы ставим изучение специфики содержательных аспектов представлений об идеальном отцовстве, в гендерном измерении.

Объект нашего исследования - отцовство как социально – психологический феномен.

Предмет исследования - качественные характеристики представлений женщин и мужчин об идеальном отцовстве.

Гипотезы исследования:

В системе представлений женщин и мужчин об идеальном отцовстве будут существенно преобладать гендерно - стереотипные характеристики;

содержательные аспекты представлений об идеальном отце будут варьироваться в зависимости от пола испытуемых, т.е. иметь гендерно – маркированную специфику, а именно: у мужчин образ идеального отца будет в большинстве своем соответствовать стандартам «нормативной мужественности»; у женщин он окажется менее традиционным;

характер восприятия испытуемыми образа идеального отца может быть обусловлен возрастом и фактом наличия/ отсутствия у них собственных детей, в частности: представления об отцовстве у женщин и мужчин зрелого возраста, имеющих детей, будут более дифференцированы, стереотипизированы и эмоционально насыщены по сравнению с девушками и молодыми людьми, не имеющими детей.

Задачи исследования:

Изучить содержательные аспекты мужских представлений об идеальном отцовстве и провести сравнительный анализ качественных характеристик образа идеального отца у испытуемых разного пола, имеющих и не имеющих детей;

Изучить содержательные аспекты женских представлений об идеальном отцовстве и провести сравнительный анализ качественных характеристик образа идеального отца у испытуемых разного возраста, имеющих и не имеющих детей;

Выявить гендерную специфику представлений об идеальном отцовстве.

Разработать некоторые практические рекомендации по организации психологической работы в плане оптимизации представлений женщин и мужчин об идеальном отцовстве;

Эмпирическое исследование составило слабоструктурированное проблемно – ориентированное интервью.

Выборка – 15 мужчин, имеющих детей , 15 молодых людей, не имеющих детей; 15 женщин – матерей, 15 девушек, не имеющих детей. Всего 60 человек в возрасте 17-28 лет и 30-47 лет разных профессий.

Другие статьи:

Зрительная образная память как вид памяти в работах зарубежных и отечественных ученых
Рассматривать зрительную образную память следует, прежде всего, как вид памяти. Поэтому считаем необходимым уделить внимание изначально характеристике памяти как психическому явлению. На протяжении столетий механизмы и функции памяти при ...

Социально-психологическая адаптация к учебной деятельности
Адаптация (от лат. «приспособлять») – приспособление организма личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале, главным образо ...

Личность заключенного и анализ понятия «лишение свободы»
В нашей работе мы сравниваем ценностно-смысловое понимание свободы у мужчин заключенных в колонии поселения и находящихся на свободе. Но прежде, чем они оказались в колонии, они совершили преступное деяние, несмотря на, то, что знали, что ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru