Представления об отцовстве по материалам научных исследований

Материалы » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Представления об отцовстве по материалам научных исследований

Страница 1

Социальные исследования отцовства проходят на фоне дискуссий о роли отца в развитии и воспитании детей. В своем недавнем анализе исторических путей развития американского идеала отцовства Плек видит отца как равного в правах с матерями. (С 1900 по 1970 идеальным отцом был отец, исполняющий воспитательные функции, а с 1830 по 1900 только отец-кормилец).

Рост интереса к проблемам отцовства был замечен в начале 80-х, это связывали с переоценкой роли женщины в семье и беспрецедентными демографическими изменениями в американской семье.

Доерти У.Дж. и соавторы отмечали, что, в целом, наблюдается сильное отрицательное влияние внебрачного отцовства на отношения «отец – ребенок». Проводилась исследовательская работа по несостоящим в браке молодым родителям афро-американцам в Балтиморе, выяснил, что только 13% молодых людей имеют хорошие отношения со своим биологическим отцом, если он не жил с ними. Этот показатель составил 50% для отцов, живущих со своими детьми. Также изучались отношения детей с отчимами и другими мужчинами: только 1% детей имели тесные взаимоотношения с двумя или тремя отцами, 30% хотя бы с одним, а 69% вообще не имели сильной привязанности к отцу (Доерти У.Дж., Кунески Э.Ф., Эриксон М.Ф., 1998).

В отечественной психологии в последние годы также ведутся исследования на тему отцовства: В.Т. Лисовский,2002; Л.М. Прокофьева, М.Ф. Валетас, 2002; Л.В. Карцева, 2003; И.М. Козина, 2000; М.Г. Воронцова, 2000. В большинстве из этих исследований упоминается о незначительной роли отца в воспитании ребенка, либо о его отсутствии.

Нам хотелось показать несколько другую точку зрения на проблему взаимоотношений отцов и детей и на то, что на самом деле в нашем обществе, несмотря на большое количество неполных семей, есть и их количество растет мужчины, которых можно назвать ответственными, заботливыми и внимательными отцами.

Наиболее интересным в этом плане исследованием нам показалось исследование И.В. Павлова «Образы отцовства в современной рекламной фотографии» о том, какие образы отцовства демонстрируются в современной рекламной фотографии. Задачей данного исследования было увидеть, насколько популяризируемый средствами рекламной фотографии образ отца отвечает традиционным представлениям об отцовстве. Для этого были отобраны рекламные фотографии, опубликованные в популярных глянцевых российских журналах и на рекламных постерах за последние несколько лет. По внешнему виду мужчины, изображенного на рекламной фотографии, он был отнесен к средней возрастной группе: 30-45 лет. По мнению И.В. Павлова, А.А. Реана это возраст, когда лидирующее место в жизни мужчины занимает семья и здоровье и поэтому центральной психологической задачей на данном этапе становится освоение родительской роли и готовность к ответственному отцовству. Возраст детей, занятых в рекламе колеблется от грудного до подросткового.

Все рекламные сюжеты в данном исследовании были разделены на две основные группы: в первой группе отец и ребенок находились в ситуации непосредственного общения, а во второй ситуации их взаимодействие было связано с какой-либо деятельностью, причем расстояние между отцом и ребенком в обоих случаях было минимальное.

В случае с грудными детьми отец кормил, пеленал, укладывал спать, читал сказки. С детьми постарше отцы занимались спортом, работали за компьютером, фотографировали. А в ситуациях непосредственного общения отца и ребенка можно было увидеть их тесный эмоциональный и физический контакт. Таким образом мужской рекламный персонаж демонстрирует свое умение взаимодействовать с ребенком, является защитником, хранителем семейных ценностей, другом, советчиком ребенку, идеалом для подражания, что позволяет ребенку реализовать потребности в общении, безопасности, чувстве стабильности окружающего мира, в заботе и уходе, в достижениях.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Историко-методологические основы изучения гендерных аспектов брачного поведения
В настоящее время гендерные исследования играют значительную роль в различных областях гуманитарных наук. Акцент на роли полов в развитии человечества, их символическом и семиотическом выражении в философии, истории, языке, литературе, ис ...

Понятие коммуникативной компетентности
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [6]. В ...

Самооценка и уровень притязаний личности в семейных отношениях
Характер проявляется отношением не только к другим людям, но и к самому себе. Каждый намеренно или неосознанно нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своём интеллекте, внешности, здоровье ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru