Представления об отцовстве по материалам научных исследований

Материалы » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Представления об отцовстве по материалам научных исследований

Страница 1

Социальные исследования отцовства проходят на фоне дискуссий о роли отца в развитии и воспитании детей. В своем недавнем анализе исторических путей развития американского идеала отцовства Плек видит отца как равного в правах с матерями. (С 1900 по 1970 идеальным отцом был отец, исполняющий воспитательные функции, а с 1830 по 1900 только отец-кормилец).

Рост интереса к проблемам отцовства был замечен в начале 80-х, это связывали с переоценкой роли женщины в семье и беспрецедентными демографическими изменениями в американской семье.

Доерти У.Дж. и соавторы отмечали, что, в целом, наблюдается сильное отрицательное влияние внебрачного отцовства на отношения «отец – ребенок». Проводилась исследовательская работа по несостоящим в браке молодым родителям афро-американцам в Балтиморе, выяснил, что только 13% молодых людей имеют хорошие отношения со своим биологическим отцом, если он не жил с ними. Этот показатель составил 50% для отцов, живущих со своими детьми. Также изучались отношения детей с отчимами и другими мужчинами: только 1% детей имели тесные взаимоотношения с двумя или тремя отцами, 30% хотя бы с одним, а 69% вообще не имели сильной привязанности к отцу (Доерти У.Дж., Кунески Э.Ф., Эриксон М.Ф., 1998).

В отечественной психологии в последние годы также ведутся исследования на тему отцовства: В.Т. Лисовский,2002; Л.М. Прокофьева, М.Ф. Валетас, 2002; Л.В. Карцева, 2003; И.М. Козина, 2000; М.Г. Воронцова, 2000. В большинстве из этих исследований упоминается о незначительной роли отца в воспитании ребенка, либо о его отсутствии.

Нам хотелось показать несколько другую точку зрения на проблему взаимоотношений отцов и детей и на то, что на самом деле в нашем обществе, несмотря на большое количество неполных семей, есть и их количество растет мужчины, которых можно назвать ответственными, заботливыми и внимательными отцами.

Наиболее интересным в этом плане исследованием нам показалось исследование И.В. Павлова «Образы отцовства в современной рекламной фотографии» о том, какие образы отцовства демонстрируются в современной рекламной фотографии. Задачей данного исследования было увидеть, насколько популяризируемый средствами рекламной фотографии образ отца отвечает традиционным представлениям об отцовстве. Для этого были отобраны рекламные фотографии, опубликованные в популярных глянцевых российских журналах и на рекламных постерах за последние несколько лет. По внешнему виду мужчины, изображенного на рекламной фотографии, он был отнесен к средней возрастной группе: 30-45 лет. По мнению И.В. Павлова, А.А. Реана это возраст, когда лидирующее место в жизни мужчины занимает семья и здоровье и поэтому центральной психологической задачей на данном этапе становится освоение родительской роли и готовность к ответственному отцовству. Возраст детей, занятых в рекламе колеблется от грудного до подросткового.

Все рекламные сюжеты в данном исследовании были разделены на две основные группы: в первой группе отец и ребенок находились в ситуации непосредственного общения, а во второй ситуации их взаимодействие было связано с какой-либо деятельностью, причем расстояние между отцом и ребенком в обоих случаях было минимальное.

В случае с грудными детьми отец кормил, пеленал, укладывал спать, читал сказки. С детьми постарше отцы занимались спортом, работали за компьютером, фотографировали. А в ситуациях непосредственного общения отца и ребенка можно было увидеть их тесный эмоциональный и физический контакт. Таким образом мужской рекламный персонаж демонстрирует свое умение взаимодействовать с ребенком, является защитником, хранителем семейных ценностей, другом, советчиком ребенку, идеалом для подражания, что позволяет ребенку реализовать потребности в общении, безопасности, чувстве стабильности окружающего мира, в заботе и уходе, в достижениях.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Пол и профессиональная деятельность
Занятость женщин профессиональным трудом стремительно росла на протяжении всего XX в. Эта тенденция отчетливо проявилась в развитых капиталистических странах, не говоря уже о нашей стране, где лозунг "кто не работает, тот не ест" ...

Забывание как нормальный и патологический процесс
Произвольное и непроизвольное забывание – это только одна из возможностей классифицировать забывание. К основным признакам произвольного забывания относятся, прежде всего, наличие у субъекта мотивации забывания. Чтобы забыть, ему нужно за ...

Функции, компоненты, свойства речи
Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций: · сообщение - обмен мыслями и информацией между людьми; · выражение - человек высказывает своё отношение к чему-либо (при этом речь часто имеет эмоциональную окраску); · ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru