Закономерности общения и взаимодействия в трудовой деятельности

Материалы » Взаимосвязь межличностных отношений и удовлетворенности работой в коллективе » Закономерности общения и взаимодействия в трудовой деятельности

Страница 1

Взаимоотношения – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношения – отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу. При взаимоотношениях постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, служит своеобразным содержанием общения [10, 54c].

Взаимоотношения (межличностные отношения) в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Межличностные отношения – это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе. [8, 138 c.]

Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения, как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения, приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата.

Система межличностных отношений в малой группе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности складывается порой стихийно. Она в большинстве случаев трудно различима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период.

Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться. Поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты малой группы, но и многие элементы их составляющие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживание и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение [38, 221 c.].

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов [38, 211].

1. Общественно-политические взаимоотношения – это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.

2. Служебные взаимоотношения – это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Деловые (служебные) взаимоотношения создаются в ходе выполнения служебных, профессиональных обязанностей. Они регламентированы официальным документом: инструкцией, уставом, постановлением, административным приказом

Официальным документам определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты. Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости [38, 244 c.]:

1) деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива имеют одинаковые права и обязанности и выполняют одинаковые функции;

2) деловые отношения подчинения (принцип субординации – принцип должностного подчинения младшего по должности старшему, основанный на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопомощи, взаимовыручки, психологической совместимости). Принцип субординации – является стержнем в работе любого коллектива. Взаимоотношения людей, работающих вместе, их связи и контакты очень сложны, многоплановы.

Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы.

Взаимоотношения должны отвечать требованиям определенных принципов: принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют: нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуальности социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в выполнении всеми членами группы личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого члена [37, 68 c.].

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Философско-психологический анализ страха
Герберт Уэллс описывает человека как песчинку мироздания. Его окружают грозные природные стихии. Небо осыпает людей кометами. Недра Земли извергают огненную лаву. Человек постоянно испытывает предательство земной тверди. Однако источник с ...

Состояние мироощущения и социального самоопределения современных школьников
Мироощущение — это отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках [34, с. 335]. Мироощущение — восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в настроениях, ...

Психологические особенности интернет-зависимой личности
По данным мониторинга аудитории интернета в России в 2000 году аудитория интернета от 18 лет и старше составляла 6,6 млн. человек, в 2009 году, взрослая аудитория интернета возросла до 22%, то есть составила примерно 25 миллионов человек. ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru