Взаимосвязь межличностных отношений и удовлетворенности работой в коллективе
В современных условиях постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата в коллективе. Данная проблема диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Социально-психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности, выражает общий настрой и степень удовлетворенности работников организацией личного труда, отношениями с другими сотрудниками и общим уровнем организованности в организации или коллективе. Такой настрой сотрудников причинно обусловлен внутриорганизационными, внутрисистемными факторами и относительно нейтрален по отношению к внесистемным влияниям (формам проведения досуга, семейным и бытовым факторам и т.д.) [45, 123 с].
Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе. Это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения. Межличностные отношения – это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений, как считает В.В. Бойко, предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [8, 89 c].
Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально – психологического климата в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе [11, 77 c].
Проблеме межличностных взаимодействий посвятили труды многие исследователи психологи, среди которых: А.А. Бодалев [6], И.П. Волков [9], Е.С. Кузьмин и О.И. Зотова [43] К.К. Платонов [30], Б.Д. Парыгин [29], А.В. Петровский [33], Л.И. Уманский [46] и другие, что подтверждает актуальность данной темы.
Исходя из выше изложенного, была поставлена цель,
выявить взаимосвязь между взаимоотношениями в коллективе и удовлетворенностью работой.
- Понятие и психологические подходы к проблеме изучения психологического климата трудового коллектива
- Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе
- Влияние межличностных отношений на удовлетворённость работой в коллективе
- Общение, как форма межличностного взаимодействия
- Закономерности общения и взаимодействия в трудовой деятельности
- Заключение
Другие статьи:
Задачи и основы семейного воспитания
Одна из главнейших добродетелей, к которой испокон века родители приучают детей, есть послушание. Это подчинение своей воли чужой, другой воле, какому-нибудь стороннему авторитету. Послушание по своему существу есть состояние неприятное, ...
Факторы, необходимые для развития личности подростка
Понять подростков, особенности данного возрастного периода нам поможет знание о той особой нише развития, в которой они сегодня живут. Для них характерна возрастная сегрегация: современные подростки вступают во взаимодействие в основном с ...
Гендерные особенности психических процессов младших школьников
Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне кор ...