Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте

Материалы » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте

Страница 2

Рассматривая детскую среду, следует заметить, что она самостоятельна только относительно. «Старших бояться, младших стыдиться» - в этой пословице четко определены взаимоотношения взрослых и детей. С одной стороны, молодежь должна уважать старших, с другой - старшие, взрослые должны следить за своими поступками, дабы быть примером младшим. Дети и взрослые находятся в постоянном общении: совместный быт, праздники, труд. Например: на Руси девочки вместе с матерями посещали посиделки, на которых учились вышивать или плести кружева. После усвоения необходимых навыков переходили в группы девушек.

Исключительно универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. По мнению австрийского психолога Зигмунда Фрейда, в этот период наблюдается пик детской сексуальности. Это означает, что к этому времени дошкольники уже четко идентифицируют себя со своим полом, то есть осознают свою принадлежность к сильной или слабой половине человечества. Нарушение предписанных половой принадлежностью норм осуждается сверстниками. [7]

Уже на третьем году жизни сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. Мальчики делают это активнее. Сверстники влияют больше на поведение мальчиков, чем девочек. Несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков. В ряде исследований было показано, что мальчики, которые играют и с девочками, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем тем, кто подчиняется полоролевым стереотипам.

Одни авторы утверждают, что дети обоего пола более охотно подражают мальчикам, другие – что дети больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие их полу, и не проявляют интереса к неуместному для их пола поведению. Последние авторы выявили, например, что мальчики обнаруживают тенденции лучше запоминать пункты, помеченные «для мальчиков», а девочки – пункты, помеченные «для девочек». Кроме того, дети допускали характерные ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушались половые стереотипы. Например, они могли сказать, что дрова рубил мальчик, хотя это делала девочка.

Самый первый этап в процессе гендерной идентификации ребёнка суждено сыграть детской игрушке. Считается, что в 3-4 года ребёнок осознаёт неизменность своего пола и улавливает разницу в поведении и одежде между мужчинами и женщинами. Поэтому в своей игре он пытается моделировать то, что делают взрослые. Детские психологи часто отмечают тот факт, что мальчик не играет в куклы не потому, что ему это не интересно, а потому что он видит, что этого не делают его сверстники, а средства массовой информации всячески подчёркивают, что в куклы играют девочки, в машинки мальчики и т.д.

Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и туже роль, их поведение все, же может отличаться, в зависимости от того, с кем – с мальчиком или девочкой – они имеют дело. Показательно в этом плане одно из зарубежных исследований: когда в экспериментальной обстановке 4-летним предоставляли возможность поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов, они предлагали мальчикам купить свирепых медведей, а девочкам – пушистых котят.

Л. Кольберг считает, что формирование константной половой идентификации у ребенка продолжается в промежутки от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. [41]

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Образная сфера человека
В своей книге «Образная сфера человека» Гостев рассматривает мысленные образы как объекты психологического анализа различных состояний. Мысленный образ в самом широком своем понимании может быть определен как образ предметов и явлений вне ...

Авторитаризм, авторитарность, авторитарная личность, характеристика авторитарного типа поведения в межличностных отношениях
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и по ...

Диагностические процедуры ПТСР
В литературе отражены разнообразные диагностические процедуры ПТСР. Это различные методики, опросники, шкалы и тесты, которые позволяют продиагностировать симптомы ПТСР, их выраженность. Далее представлены некоторые из них. § Структуриро ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru