Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности

Материалы » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности

Страница 3

Своеобразной революцией, произошедшей в психологии половых ролей, и возникновению «новой психологии пола», способствовало, три фундаментальных исследования, выводы которых отвергают основные положения традиционной теории. Это работы: 1) Е. Маккоби и К. Джекли; 2)Дж. Мани и А. Эрхарда; 3) С. Бем, доказавшая несостоятельность противопоставления традиционной психологии маскулинности и феминности. [15. с. 218-219]

Е. Маккоби и К. Джекли проанализировав 1600 исследований психологических половых различий, пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались; те же различия которые имеются у маленьких детей, по крайней мере, не достаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей.

В исследованиях Дж. Мани и А. Эрхарда, где изучались, с одной стороны, анатомо-физиологические индикаторы, а с другой – фактор приписывания индивидом себя к тому или другому полу, показала, что если у большинства детей этот фактор и анатомо-физиологические индикаторы имели прямую корреляцию, то даже для детей, имеющих анатомо-физиологические задатки обоих полов, решающим в полоролевом развитии являлось отнесение себя к мужскому или женскому полу.

По мнению С. Бем и ее коллег, в противоположность традиционной психологии о том, что мужчины и женщины, чтобы быть приспособленными в жизни, должны иметь традиционно установленные соответствующие полу характеристики, показали малую приспособленность индивидов, обладающих только такими характеристиками; наиболее приспособленным к жизни оказался андрогеннный тип, имеющий черты того и другого пола и самый распространенный. [34. с. 88-89]

Поведение является одним из важных факторов, связывающих ребенка с окружающей действительностью, оказывающих влияние на формирование и развитие социальных качеств личности.

Три десятилетия назад родители и учителя советовали прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу. Как их убеждали, не справившихся с этой задачей детей могли ожидать в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадаптацией.

Однако в настоящее время в психологической литературе берет вверх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулиность и феминость в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин.

Исходя из этого, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок-взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведения и деятельности окружающих его взрослых. [6]

В период дошкольного детства ребенок стремиться к одобрению, завоеванию любви, уважения и доверия к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться в те виды деятельности, которыми занимаются взрослые. Так появляются мамины помощницы, маленькие подмастерья.

Именно в рамках этих видов деятельности происходит первичная половая идентификация детей. Одни виды их активности соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие противоречащие представления о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицания.

Учитывая, это до 2-3 лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях. По наблюдением ряда исследователей, мальчики выбирают для игры машинки, игрушечные оружия, девочки – куклы, наряды для кукол или игрушки, связанные с домашним хозяйством. [10, с.103-106]

С возрастом объем, и содержание первичной половой идентичности ребенка меняется. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Например, многое дети уверены в том, что если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка – мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленький. Таким образом, трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Профилактические процедуры ПТСР
Существуют различные профилактические процедуры ПТСР. Это различные методики и подходы, которые позволяют человеку предотвратить ПТСР, помогающие справляться ему со стрессовыми травмирующими событиями. Мы приведем некоторые из них. · Кри ...

Мотив и мотивации
Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает, необходимость в возникновении и соверш ...

Проблемное поле современной молодежи
Государственная политика сегодня большое внимание уделяет проблемам молодежи, сосредотачиваясь главным образом на ценностях успеха, социальной адаптации и самопрезентации. Социальные и психологические службы охватывают все новые группы на ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru