Виды идентификации и идентичности

Страница 1

Разные авторы выделяют различные виды идентификации и идентичности, хотя по сути своей эти определения достаточно близки. Рассмотрим некоторые из них.

Идентификация коллективистская – возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы предложены другим ее членам как мотивы поведения, организующие их совместную деятельность, на следующую одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий. Означает единство мотивации, формирование взаимоотношений на основе нравственных принципов. Наиболее полно выражается в сочувствии и соучастии, каждый член группы эмоционально и деятельно откликается на удачи и неудачи каждого. Действие идентификации коллективистской в группе выражается, во-первых, в признании за другим, как и за собой, равных прав и обязанностей; во-вторых, в оказании содействия и поддержки; в-третьих, в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам.

Психологическая основа идентификации коллективистской – складывающаяся в совместной деятельности готовность субъекта чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. Феномен идентификации коллективистской преобладает в коллективе как в группе высокого уровня развития и не сводится к индивидуальным предпочтениям членов группы. Проявления идентификации коллективистской, опосредованные ценностями совместной деятельности и гуманными смысловыми установками, становятся устойчивой характеристикой каждого члена коллектива, перестают зависеть от личных симпатий и внешних факторов.

Идентификация коллективистская в онтогенезе возникает на рубеже возраста дошкольного и школьного младшего в ходе сотрудничества детей, требующего эмоционально насыщенного общения. В детской группе она выступает в форме как действенного сострадания неудачам, так и активного сопереживания успехам. Содержательная совместная деятельность и нравственно-эмоциональное общение детей – основа формирования проявления идентификации коллективистской в детской группе.

Идентификация нарциссическая - процесс самопроецирования на «Я» утраченного сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на «Я», но при этом человек обходится со своим «Я» как с оставленным объектом и направляет на «Я» амбивалентные импульсы, включающие, в числе прочих, агрессивные компоненты.

Идентичность половая – единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к конкретному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Первичная половая идентичность формируется у ребенка к полутора годам, а к 3-4 годам половая принадлежность ассоциируется с окружающими соматическими и поведенческими свойствами. В роли гностического аппарата здесь выступает схема тела. На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью которой образуются психологические и эстетические образы тела, несущие оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела формируются образы, связанные с такими представлениями, как поло-ролевые функции, мораль.

З. Фрейд как автор, впервые выделивший феномен идентификации, выделил несколько ее типов.

В младенчестве возникает идентификация первичная – примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль защитного механизма, благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия.

Эта форма идентификации – предыстория Эдипова комплекса, когда малыш во всем хочет занять место отца, и, боясь с его стороны наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации приобретает при освоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с Эдиповым комплексом. Это происходит к 5-6 годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Иными словами, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение Эдипова комплекса, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Ланге Николай Николаевич (1858-1921)
Николай Николаевич Ланге родился в 1858 г. В юности он интересовался не психологией, а философией и историей, после окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После завершения учебы в 188 ...

Основные труды Фрейда
В 1899 году он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений пациента. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к ...

Функционально-ролевая совместимость партнёров
Функционально-ролевая совместимость – один из ведущих в современной психологии семьи подходов к семейной совместимости. Функционально-ролевая совместимость ориентирована на согласованность представлений членов семейного союза о своих роля ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru