Варианты проявления детской агрессивности

Страница 4

Ребят этой группы отличает повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт [3].

Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого, Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:

1. Импульсивно-демонстративный тип.

Это дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Дети, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои эмоции (шумят, громко ругаются, разбрасывают вещи). Добившись эмоционального отклика от других, успокаиваются. Они чем-то напоминают клоунов, которым нужно позабавить других [26].

Дети, относящиеся к этой группе, игнорируют нормы и правила поведения, как в игре, так и вне игры, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Агрессивные акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников [3].

Что касается психики, то для детей этой группы (в отличии как от обычных, так и от прочих агрессивных) характерен более низкий уровень интеллекта, их отличает неразвитая произвольность поведения, они не умеют поддерживать игру (и поэтому стремятся обратить на себя внимание, разрушая игру других). Словом, все это говорит о неумении ребенка общаться, играть, конструктивно заявить о себе. Если малышу предложить более культурные и человеческие формы самоутверждения, возможно, эта демонстративная агрессивность уйдет. А без такой помощи она может перейти в более жесткие и устойчивые формы агрессивности [26].

2. Нормативно-инструментальный тип.

В эту группу входят дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные

действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели -получения нужного им предмета или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от представителей предыдущей подгруппы, у них нет специальной цели привлечь внимание сверстников. Как правило, эти дети и так занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд». Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания [3].

По результатам обследования эти дети обладают следующими особенностями:

- высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Сравнение представлений о самоактуализации Роджерса и других представителей гуманистической школы
Вгляды Роджерса схожи с представлениями Гольдштейна о том, что самоактуализация — атрибутирование ее организму как биологической целостности. Собственно психологические аспекты самоактуализации являются вторичными проявлениями этой врожде ...

Теории мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. Истоки современных т ...

Основные механизмы защиты
Основные «патогенные» механизмы защиты, которые здесь опишем, это репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия. Сублимация, которая описана ранее – это успешная защита; она в де ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru