Варианты проявления детской агрессивности

Страница 4

Ребят этой группы отличает повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт [3].

Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого, Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:

1. Импульсивно-демонстративный тип.

Это дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Дети, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои эмоции (шумят, громко ругаются, разбрасывают вещи). Добившись эмоционального отклика от других, успокаиваются. Они чем-то напоминают клоунов, которым нужно позабавить других [26].

Дети, относящиеся к этой группе, игнорируют нормы и правила поведения, как в игре, так и вне игры, ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Агрессивные акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью, даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников [3].

Что касается психики, то для детей этой группы (в отличии как от обычных, так и от прочих агрессивных) характерен более низкий уровень интеллекта, их отличает неразвитая произвольность поведения, они не умеют поддерживать игру (и поэтому стремятся обратить на себя внимание, разрушая игру других). Словом, все это говорит о неумении ребенка общаться, играть, конструктивно заявить о себе. Если малышу предложить более культурные и человеческие формы самоутверждения, возможно, эта демонстративная агрессивность уйдет. А без такой помощи она может перейти в более жесткие и устойчивые формы агрессивности [26].

2. Нормативно-инструментальный тип.

В эту группу входят дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные

действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели -получения нужного им предмета или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от представителей предыдущей подгруппы, у них нет специальной цели привлечь внимание сверстников. Как правило, эти дети и так занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд». Среди всех форм агрессивного поведения чаще всего у них встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания [3].

По результатам обследования эти дети обладают следующими особенностями:

- высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Виды связной речи. Пересказ – важное средство развития связной речи
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средств ...

Выводы
Глубина переживания измены больше всего зависит от силы любви к партнеру и величины страха его потерять. Здесь появляется вопрос о том, рассказывать ли своему партнеру об измене или нет. Понятно, что человек, допустивший измену, носит тяж ...

Психологические особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте
Формирование личности – одно из самых последних изменений в подростковом возрасте – Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия в понимании Выготского – это отражение собственных процессов в сознании подростка. Раз ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru