Варианты проявления детской агрессивности

Страница 2

- часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках;

- завистливы и мнительны;

- часть сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение шести и более месяцев одновременно устойчиво проявились четыре критерия, можно говорить как о ребенке

обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными [27].

А вот что существенно отличает агрессивных детей, так это способ выхода из конфликтных ситуаций. Когда психолог показывает им картинки, на которых изображены такие ситуации (например, кто-то берет чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку), и спрашивает: а что ты сделал бы на месте того, кого обижают, практически все агрессивные дети отвечают: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью». А остальные дети в большинстве случаев дают ответы более конструктивные («Починю», «Сделаю новую») и не связанные с насилием («Заплачу и пожалуюсь маме»). Показательно, что агрессивные дети приписывают изображенным персонажам враждебные намерения: «Он нарочно сломал», «Украл». Остальные же дети достаточно часто истолковывают те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет и вернет» [26].

Еще более существенные различия можно видеть в реальном взаимодействии детей. В играх, где надо решить ту или иную задачу (раскрасить картинку), агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, явно отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к его успехам (вырывают его рисунок). Они редко уступают другим свое - будь то карандаши, игрушки или конфеты. Дети не склонны к агрессии, достаточно часто помогают партнеру по игре, уступают свои вещи [26].

Все это дает основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает ее специфическое восприятие другого как врага.

В научной литературе неоднократно отмечалось, что агрессивный человек имеет предвзятое мнение о том, что руководит поступками окружающих: он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Эта же атрибуция враждебности фиксируется и у агрессивных детей, она проявляется в следующих фактах:

- в представлениях о своей недооценности со стороны сверстников;

-в приписывании другим агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;

-в реальном взаимодействии детей [28].

Американский психолог М. Альворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей. Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы [27].

1.воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к нему.

2. сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5.всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. в случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7. склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9. в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10. слабо развит контроль над своими эмоциями.

11. слабо осознает свои эмоции, кроме гнева.

12. боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14.не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15.положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы [27].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Свойства, перенимаемые бодрствующим сознанием у сонного
Почти у всех маленьких детей бывают фазы, когда они кричат при пробуждении. Кричат просто потому, что просыпаются. Тогда мать берет на руки маленькое, орущее, брыкающееся, размахивающее ручонками, потное существо, взирающее на мир с выраж ...

Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации
Адаптация – одно из ключевых понятий в научном исследовании человеческой природы. Это естественный и необходимый компонент существования человека в системе "организм – среда", в системе "личность – социум", поскольку и ...

Классификация ЗПР
Детские неврологи (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981) ввели понятие неспецифической, или доброкачественной, задержки развития, которая обусловлена замедлением темпа созревания морфо-функциональных структур головного мозга, и специфическо ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru