Развитие агрессивного поведения в детском возрасте

Страница 5

Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.

Общение ребенка с родителем имеет большое значение. Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку [17].

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что зачастую агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффект жизнедеятельности субъекта, который может даже и не иметь представления о том, что он поступает агрессивно.

Ведь агрессивность вызывает не только отрицательные эмоции, но и положительные, такие как готовность защитить себя и окружающих от негативного вторжения, желание познать себя и окружающий мир, стремление к цели, к творческой деятельности, морально-волевым усилиям [8].

Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую индивиду, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития, и агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим [3].

В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультурными нормами, требованиями, установками. Общее развитие цивилизации направлено на все большее ограничение агрессии нравственными и социальными нормами. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и характеристики, предопределяя, что запрещать и что поощрять. Однако, сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такие как любовь, дружба, кооперация, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии.

Из сказанного понятно, что искоренять проявление агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходимости права и свободы человека [3].

Адекватное проявление гнева способствует социальному, личностному и физическому благополучию человека. Однако нужно помнить, что любое проявление гнева сопряжено с риском, так как может привести к нежелательным последствиям.

Социализация детской доброкачественной агрессивности, перевод ее в социальную активность, а не подавление, должны стать важнейшим условием успешной педагогической работы. Осуществить этот перевод можно следующим образом: сублимировать активно негативное поведение в игровую, трудовую, познавательную деятельность; перенести разрушительные действия с объектами на неживые (природные материалы, песок, воду, глину, пластилин и тому подобное); объяснить нецелесообразность поведения и поступков, ведущих к насилию и жестокости; выразить сопереживание и сочувствие пострадавшему; показать образец поведения, с помощью которого «гасятся» деструктивные действия [8].

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи:

Подросток как личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к насилию
В последние годы появился ряд исследований, напрямую связывающих поведение современной молодёжи с изменениями, происходящими в ценностно-нормативной системе нашего общества. Так, например, Е.В. Харитонова, исследовавшая взаимосвязь между ...

Особенности формирования личности младших школьников с нарушениями интеллекта
Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопрос ...

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются в ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru