Людвиг Бинсвангер

Страница 1

Людвиг Бинсвангер (1881 – 1966) – один из тех специалистов по проблемам душевного здоровья людей, кто при всём принятии идей З.Фрейда, не мог согласиться с узостью его подхода к полноте человеческого существования. Его Daseinsanalyse – это попытка дополнить и исправить взгляд на человека и человеческий опыт, постулируемый основателем психоанализа [18, С.7].

Философскую базу своего метода Бинсвангер черпает в философии немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера (1889 – 1976).

"Аналитика существования Мартина Хайдеггера вдвойне значима для психиатрии. Она предоставляет эмпирическому психопатологическому исследованию новую методологическую и материальную основу, которая выходит за её прежние рамки, а её трактовка экзистенциального понятия науки ставит психиатрию вообще в положение ответственности за реальность, возможность и границы её собственного научного проекта мира или, как мы также можем называть его, трансцендентального горизонта понимания" [4, 182].

Само понятие Dasein, положенное в основу разработанного Бинсвангером метода, пришло именно из философии Хайдеггера. По поводу него переводчик "Введения…" Джекоба Нилдмана [18] делает следующее примечание:

"Хайдеггер вкладывает в термин Dasein более широкое значение, чем просто "бытие" или "существование" (как это слово обычно переводится на русский язык). Dasein включает в себя da – там, здесь, тут и das Sein – бытие, существование. Были разные попытки отразить эту многоплановость при переводе (например, "наличное бытие", "здесь-бытие"). … Джекоб Нилдман в своём "Введение …" оставляет его без перевода. Нам представляется, что это наиболее оптимальный вариант, т.к. в концепции Хайдеггера (а в последствии, и в учении Бинсвангера) "Dasein" перестаёт быть просто словом и становиться термином, а следовательно, к нему надо подходить как к любому другому термину" [18, С.24].

Термин "Dasein" Хайдеггер выбирает, чтобы использовать вместо "я". Часть определения Dasein предполагает, что оно уже-в-мире. И "мир" здесь то, с точки зрения чего Dasein объясняет себя. Но этот "мир" не отделён от "я". Он структурируется Dasein при помощи сетки смыслов. И именно из этой сетки смыслов появляется то "индивидуальное я", которое человек считает собой. Dasein направлен на формирование само себя, путём включения новых сущих. На языке философии Хайдеггера это выражается как "Уже-сущее-в-мире-раньше-самого-себя, как бытие-озабоченное-сущими-встреченными-в-мире". Данный процесс является основой Dasein, и носит название "Забота", а её компоненты - экзистенциалы [18, С.23-29].

Проявление заботы создаёт те смыслы, которые структурируют и утверждают мир человека. Структуре, ответственной за этот процесс, Бинсвангер дал имя Трансцендентальной Категории. Она способна выражаться не только в личном и социальном аспекте, но и в аспекте временности, пространственности, причины, выбора и т.д., а так же объяснять весь мир, не требуя, чтобы один аспект его был основой для остальных. Трансцендентальная Категория – является ключом к пониманию душевнобольного, т.к. она представляет собой смысловую матрицу, в которой все феномены предстают как феномены для пациента, и т.к. она представляет собой способ, каким онтологически всеобщая структура заботы в действительности обнаруживает себя в отдельном человеке по отношению к делам и вещам его повседневной жизни. Трансцендентальная Категория есть то, что называется экзистециальным априори. Мир человека, поскольку он утверждается экзистенциальным априори – есть его проект мира [18, С.36].

Экзистенциальное априори определяет горизонт опыта. Это означает, что конечный предел опыта индивида определяется главным смысловым контекстом, делающим возможным его опыт. Этот главный смысловой контекст и есть экзистенциальное априори. Существование горизонта опыта служит в Daseinsanalyse объяснению травматических переживаний. Травматическое переживание, это переживание, в котором значение события для индивидуума выходит за пределы трансцендентального горизонта, каковым является экзистенциальное априори [18, С.86].

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Гендерные различия в межличностном понимании
Существует несколько подходов к изучению различий между представителями двух полов, которые условно можно разделить на биологический, этологический, антропологический, и социальный и психологический. В каждом из этих подходов выделяют опр ...

Понятие общения, его уровни и виды
Общение – специфический вид взаимодействия двух или более людей. [«Психологический словарь» (1997)]. Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация — чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербал ...

Эмпатия и рефлексия
Существуют две формы познания — эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинако ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru