Людвиг Бинсвангер
Людвиг Бинсвангер (1881 – 1966) – один из тех специалистов по проблемам душевного здоровья людей, кто при всём принятии идей З.Фрейда, не мог согласиться с узостью его подхода к полноте человеческого существования. Его Daseinsanalyse – это попытка дополнить и исправить взгляд на человека и человеческий опыт, постулируемый основателем психоанализа [18, С.7].
Философскую базу своего метода Бинсвангер черпает в философии немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера (1889 – 1976).
"Аналитика существования Мартина Хайдеггера вдвойне значима для психиатрии. Она предоставляет эмпирическому психопатологическому исследованию новую методологическую и материальную основу, которая выходит за её прежние рамки, а её трактовка экзистенциального понятия науки ставит психиатрию вообще в положение ответственности за реальность, возможность и границы её собственного научного проекта мира или, как мы также можем называть его, трансцендентального горизонта понимания" [4, 182].
Само понятие Dasein, положенное в основу разработанного Бинсвангером метода, пришло именно из философии Хайдеггера. По поводу него переводчик "Введения…" Джекоба Нилдмана [18] делает следующее примечание:
"Хайдеггер вкладывает в термин Dasein более широкое значение, чем просто "бытие" или "существование" (как это слово обычно переводится на русский язык). Dasein включает в себя da – там, здесь, тут и das Sein – бытие, существование. Были разные попытки отразить эту многоплановость при переводе (например, "наличное бытие", "здесь-бытие"). … Джекоб Нилдман в своём "Введение …" оставляет его без перевода. Нам представляется, что это наиболее оптимальный вариант, т.к. в концепции Хайдеггера (а в последствии, и в учении Бинсвангера) "Dasein" перестаёт быть просто словом и становиться термином, а следовательно, к нему надо подходить как к любому другому термину" [18, С.24].
Термин "Dasein" Хайдеггер выбирает, чтобы использовать вместо "я". Часть определения Dasein предполагает, что оно уже-в-мире. И "мир" здесь то, с точки зрения чего Dasein объясняет себя. Но этот "мир" не отделён от "я". Он структурируется Dasein при помощи сетки смыслов. И именно из этой сетки смыслов появляется то "индивидуальное я", которое человек считает собой. Dasein направлен на формирование само себя, путём включения новых сущих. На языке философии Хайдеггера это выражается как "Уже-сущее-в-мире-раньше-самого-себя, как бытие-озабоченное-сущими-встреченными-в-мире". Данный процесс является основой Dasein, и носит название "Забота", а её компоненты - экзистенциалы [18, С.23-29].
Проявление заботы создаёт те смыслы, которые структурируют и утверждают мир человека. Структуре, ответственной за этот процесс, Бинсвангер дал имя Трансцендентальной Категории. Она способна выражаться не только в личном и социальном аспекте, но и в аспекте временности, пространственности, причины, выбора и т.д., а так же объяснять весь мир, не требуя, чтобы один аспект его был основой для остальных. Трансцендентальная Категория – является ключом к пониманию душевнобольного, т.к. она представляет собой смысловую матрицу, в которой все феномены предстают как феномены для пациента, и т.к. она представляет собой способ, каким онтологически всеобщая структура заботы в действительности обнаруживает себя в отдельном человеке по отношению к делам и вещам его повседневной жизни. Трансцендентальная Категория есть то, что называется экзистециальным априори. Мир человека, поскольку он утверждается экзистенциальным априори – есть его проект мира [18, С.36].
Экзистенциальное априори определяет горизонт опыта. Это означает, что конечный предел опыта индивида определяется главным смысловым контекстом, делающим возможным его опыт. Этот главный смысловой контекст и есть экзистенциальное априори. Существование горизонта опыта служит в Daseinsanalyse объяснению травматических переживаний. Травматическое переживание, это переживание, в котором значение события для индивидуума выходит за пределы трансцендентального горизонта, каковым является экзистенциальное априори [18, С.86].
Другие статьи:
Понятие эмоционального выгорания и его характеристика
О синдроме эмоционального выгорания впервые заговорили за рубежом около 40 лет назад, в то время его обозначили словом «burnout», что переводится как сгорание, затухание горения, выгорание.
Термин «синдром эмоционального выгорания» ввёл ...
Функции, компоненты, свойства речи
Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций:
· сообщение - обмен мыслями и информацией между людьми;
· выражение - человек высказывает своё отношение к чему-либо (при этом речь часто имеет эмоциональную окраску);
· ...
Страх смерти
Страх смерти на самом деле представляет собой страх перед процессом умирания.
Страх смерти связан с весьма ранними переживаниями, при которых ребенок ощущает, что стоит перед лицом смерти, что он вполне может умереть. Смерть не наступает ...