Людвиг Бинсвангер

Страница 2

Dasein возникает не на пустом месте. Он оказывается в определённых условиях Это нашло своё определение в понятии "Заброшенность".

"Заброшенность Dasein, его фактичность, - это трансцендентальный горизонт всего, что научная систематическая психиатрия ограничивает как реальность под названием тела, организма (и наследственности климата, окружения и т.д.), а также для всего, что ограничивается, исследуется и изучается как психическая детерминированность: то есть как расположение духа и плохое настроение, как сумасшествие, навязчивая или безумная "одержимость", как пагубная склонность, инстинктивность, как смешение, направление фантазии, как вообще, бессознательное" [4, С.187-188].

Составляющие этой заброшенности способны препятствовать некоторым возможностям развития, но они же могут создать и необходимую для него базу.

"Бессилие" Dasein здесь проявляется в том, что некоторые из его возможностей бытия-в-мире изъяты из-за обязательств перед сущими и со стороны сущих, из-за его фактичности. Но также именно это изъятие предлагает Dasein его силу: ибо именно это впервые ставит перед Dasein "реальные", доступные возможности проекта мира" [4, С.187].

Из факта заброшенности, черпает своё существование понятие экзистенциальной тревоги – страха быть подавленной сущими. Оно лежит в основе многих психологических проблем и отчётливо проявляется при психозах [6, С.248].

Таким образом, основа понимания Daseinsanalyse заключается в рассмотрении человеческого бытия как единого целого с теми условиями, в которых оно протекает. И эта целостность простирается дальше физическо-психологическо-духовного единства к целостности с окружающим миром. Так Dasein может быть рассмотрен "как ситуационно обусловленное существование среди сущих" [4, С.186-187].

Психическая болезнь понимается Бинсвангером как нарушение функционального единства онтологических потенциальных возможностей Dasein. Так, потенциальная возможность стать невротиком, заключается в игнорировании своей "заброшенности", презрении к фундаментальным основам своего существования. Тогда как осознание ограниченности своего существования, своего трансцендентного горизонта способно дать человеку "власть" над своим существованием в рамках его "бессилия". "Единственная задача "психотерапии" заключается в помощи человеку на пути к этой власти. Различны только пути к этой цели" [4, С. 192].

С точки зрения наблюдаемых при духовных кризисах психотических явлений интересна трактовка Бинсвангером происхождения шизофренических синдромов. Рассмотрим его понятия.

А. "Основным понятием, используемым при объяснении того, что называется шизофреническим экзистенциальным паттерном, оказывается понятие нарушения согласованности естественного опыта, его несогласованность. Несогласованность подразумевает именно эту неспособность "позволить вещам быть" при непосредственной встрече с ними, другими словами неспособность безмятежно пребывать среди вещей" [5, С.219].

Этими "вещами" может быть собственное тело, образ своего "я", человеческое общество и т.д.

Б. "Расщепление согласованности опыта на альтернативы, на жёсткое или-или. Этот фактор имеет огромное значение для понимания хода, принимаемого той формой существования, которая обозначается как шизофрения. Несогласованность опыта теперь подвергается новому упорядочиванию, среди беспорядка опытной несогласованности происходит очевидное занятие позиции. Мы, таким образом, возвращаемся к тому, что стали опознавать у всех наших пациентов как формирование Экстравагантных идеалов. Dasein теперь ставит всё на "сохранение этой позиции, на – другими словами – следование этому идеалу до конца. Идеал является экстравагантным, потому что совершенно не соответствует всей жизненной ситуации и, следовательно, не представляет собой подлинное средство. Наоборот, он воздвигает непреодолимую и непроходимую стену на пути существования. Dasein больше не может найти путь назад из этой Экстравагантности и вместо этого всё больше и больше запутывается в ней. Результат этого ещё более катастрофичен, т.к. формирование Экстравагантных идеалов представляет собой только одну сторону альтернативы, тогда как другая, охватывает всё, что противоречит этому идеалу… теперь Dasein разрывает борьба между обеими сторонами альтернативы, на которые она расщеплена. Теперь это становится вопросом либо способности следовать Экстравагантному идеалу, либо полного отказа от него. Но ни то, ни другое теперь невозможно" [5, С.222].

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Что мы переживаем, когда нам страшно
Во избежание недоразумений изложенное выше необходимо дополнить. Нередко страх — причем вполне справедливо — описывается как состояние, «непременно связанное с закрытостью, отрезанностью»17, т. е., по сути, с ощущением одиночества. Из мои ...

Мотив и мотивации
Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает, необходимость в возникновении и соверш ...

Установка эмоционального контакта
Первый шаг в работе с аутичным ребенком – установлении с ним эмоционального контакта. Как известно, всякий младенец начинает свое индивидуальное развитие, осмысление происходящего вокруг в тесном эмоциональном единстве с мамой. Она поддер ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru