Ценностные ориентации современной молодежи

Материалы » Ценностные ориентации современной молодежи

Страница 1

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования

таких отраслей знания

как философия, социология, этика, психология. Найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота философы пытаются уже в античности. Впервые понятие "ценность" ("аксиа" - достоинство) используют стоики (Диоген), в понимании которых ценности носят инструментальный характер, являясь средствами, позволяющими достичь блага, которое есть конечная, идеальная цель [1]. В психологии проблема ценностей личности с самого начала заняла важное место, став предметом "высшей" (В.Вундт) ее области.

Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как "осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни" [2, с.89]. Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, "назывных", внешних по отношению к человеку ценностей [2]. "Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился", таким образом, смыслы должны быть осознанны, и приняты [3, с.99]. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов является необходимым условием образования личностных ценностей.

Подростковый и юношеский возраст - время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы человека, его убеждений и идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. По мнению многих исследователей, именно система ценностных ориентации во многом определяет формирование личности человека [4]. Способность к познанию себя и окружающих возрастающая по мере приобретения подростком социального опыта является тем фактором, который определяет изменения, происходящие в системе ценностей.

Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, человек предвосхищает свое будущее, устанавливая мостик между "собой как возможностью" и тем взрослым, которым он станет. Наряду с открытием своего внутреннего мира возникает необходимость принимать решения, связанные с будущей системой выборов [5]. Остро стоит вопрос о самовыражении, являясь принципиальным не только для проявления своего "я", но и как "одно из важных условий адекватного и гармоничного развития личности" [6, с.95].

Особое значение четко выстроенная система ценностей личности приобретает в юности. По утверждению Е.И. Головаха, "планируя будущее, намечая конкретные события - планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании" [7, с.258]. Несформированность представлений человека о будущем - результат несогласованности ценностных ориентаций, когда человек не может осуществить выбор наиболее значимых сфер жизнедеятельности [7]. Когда равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека, возникает ситуация неопределенности жизненного выбора, человеку трудно определить первоочередные направления деятельности. Е.И. Головаха указывает на близость жизненных целей и планов, ориентаций и перспектив, то есть совокупности представлений человека об основных линиях его жизненного пути [8].

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Социально-философский анализ роли семьи
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития о ...

Посттравматическое стрессовое расстройство
Посттравматическое стрессовое расстройство возникает как отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, выходящего за рамки обыденных житейских ситуаций, ко ...

Произносительная сторона речи
Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной речи являются рит ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru