Ценностные ориентации современной молодежи

Материалы » Ценностные ориентации современной молодежи

Страница 1

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования

таких отраслей знания

как философия, социология, этика, психология. Найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота философы пытаются уже в античности. Впервые понятие "ценность" ("аксиа" - достоинство) используют стоики (Диоген), в понимании которых ценности носят инструментальный характер, являясь средствами, позволяющими достичь блага, которое есть конечная, идеальная цель [1]. В психологии проблема ценностей личности с самого начала заняла важное место, став предметом "высшей" (В.Вундт) ее области.

Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как "осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни" [2, с.89]. Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, "назывных", внешних по отношению к человеку ценностей [2]. "Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился", таким образом, смыслы должны быть осознанны, и приняты [3, с.99]. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов является необходимым условием образования личностных ценностей.

Подростковый и юношеский возраст - время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы человека, его убеждений и идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. По мнению многих исследователей, именно система ценностных ориентации во многом определяет формирование личности человека [4]. Способность к познанию себя и окружающих возрастающая по мере приобретения подростком социального опыта является тем фактором, который определяет изменения, происходящие в системе ценностей.

Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, человек предвосхищает свое будущее, устанавливая мостик между "собой как возможностью" и тем взрослым, которым он станет. Наряду с открытием своего внутреннего мира возникает необходимость принимать решения, связанные с будущей системой выборов [5]. Остро стоит вопрос о самовыражении, являясь принципиальным не только для проявления своего "я", но и как "одно из важных условий адекватного и гармоничного развития личности" [6, с.95].

Особое значение четко выстроенная система ценностей личности приобретает в юности. По утверждению Е.И. Головаха, "планируя будущее, намечая конкретные события - планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании" [7, с.258]. Несформированность представлений человека о будущем - результат несогласованности ценностных ориентаций, когда человек не может осуществить выбор наиболее значимых сфер жизнедеятельности [7]. Когда равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека, возникает ситуация неопределенности жизненного выбора, человеку трудно определить первоочередные направления деятельности. Е.И. Головаха указывает на близость жизненных целей и планов, ориентаций и перспектив, то есть совокупности представлений человека об основных линиях его жизненного пути [8].

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Признаки аддикции от азартных игр
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд при­знаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся следующие: 1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, про­водимого в игре. 2. ...

Частоты аллелей
Генофонд локальной популяции обычно содержит помимо мономорфных различные полиморфные гены. В каждом данном поколении аллельные формы полиморфных генов представлены с некоторой определённой частотой. Так, например, ген А, имеющий два алле ...

Влияние тревожности за ребенка во время беременности
Группа ученых – Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова – повели исследование, целью которого было изучение влияния тревожного отношения к ребенку во время беременности на его физическое и психическое состояние после рождения[6]. В исс ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru