Ценностные ориентации современной молодежи
Поскольку спрос на гуманизм, гуманность, гуманитарность, нравственность, человечность в наше время возрастает, ученые предсказывают "возрождение гуманизма", "приоритет духовных ценностей", превращение гуманитарных наук в научного лидера [15]. Особую актуальность приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности (Е.П. Белинская, П.М. Якобсон), роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белинская), с профессиональной направленностью (О.С. Васильева, Д.А. Леонтьев).
Рассмотрим данные последних исследований, в которых изучались представления студентов "популярных" специальностей об основных сферах жизнедеятельности, их ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, представления о сфере семейных отношений, а также содержание представлений студентов о будущем. Образ будущего, который складывается у молодежи, является индикатором социального развития общества, так как именно в представлениях о будущем можно увидеть потенциал взрослой личности, ее ценностные ориентиры.
Важно отметить, что независимо от специальности, у студентов наблюдается синхронность при выборе ведущих ценностей. Ведущие терминальные ценности: на первом месте - "здоровье
", на втором - "любовь
", на третьем - "счастливая семейная жизнь
". Можно утверждать, что приоритетной для студентов различных специальностей является сфера семейных отношений.
Представители всех специальностей заинтересованы в
активных социальных контактах и в установлении благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, а также в реализации своей социальной роли.
"Работа
" как ценность для студентов менее значима, по сравнению с "друзьями
", "любовью
" и "семьей
", однако профессиональная самореализация очень важна. Современные молодые люди осознают значимость в современном обществе образованности, хорошей работы и материального благополучия,
возможно значимость этих ценностей возросла в условиях повышения цен, коммерциализации важных социальных сфер, роста безработицы и конкуренции.
Выявлено, что большинство студентов всех специальностей надеются на легкое, активное и упорядоченное будущее. Студенты ориентируются не на ценности социальной успешности (продуктивная жизнь, познание, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, общественное признание), не на ценности социального взаимодействия (развитие, познание, уверенность в себе, интересная работа, друзья) и индивидуальной самореализации (развитие, познание, свобода, творчество, продуктивная жизнь), а именно на ценности личного счастья. Данные исследования показывают, что студенты всех специальностей ориентированы на общечеловеческие ценности личного счастья, наиболее значимыми из которых являются: любовь, здоровье, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, жизненная мудрость. Счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, являются для студентов более значимы чем свобода, творчество, общественное признание уверенность в себе и друзьях.
Другие статьи:
Понятие «направленность
личности»
В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д.Н. Узнадзе), отношений личности (В.Л. Мясищев, Б.Ф. Ломов), теория значимости (Л.Ф. Добрынин), потребностей ...
«Почему параллельна компульсивность»
Роль, по определению, начинает кризис в силу которого смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Особую ценность, на наш взгляд, представляет автоматизм интегрирует бихевиоризм, хот ...
Творческие способности детей
Иногда творческие способности детей граничат с гениальностью, особенно если они дают возможность опередить свое время и постигнуть новые области познания и опыта.
Если встать на точку зрения, имеющую ярко выраженную социальную окраску, и ...