Психологические особенности современных подростков

Страница 2

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.

Подростки, по сравнению с младшими школьниками, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет). Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы.

Наряду с чувством взрослости Д. Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. Чувство взрослости является центральным новообразованием младшего подросткового возраста. После поисков себя, личностной нестабильности, примерно к 15 годам у подростка формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

«Я-концепция» - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, ученике, работнике, профессионале и т.д. «Я-концепция» выступает как установка по отношению к самому себе. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», то есть представления о собственной внешности, о своем уме, способностях, силе характера, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».

Реальное «Я» включает в себя компоненты:

- когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости;

- эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение;

- оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и реальным своим положением приводит к неуверенности к себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ считается достижимым, это побуждает к самосовершенствованию и самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря развитию саморегуляции. В конце подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию».

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Психология и социология
Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. В определенном смысле союз этих наук напоминает союз психологии и истории (в ...

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия типов памяти. Различия в проду ...

Психологические особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте
Формирование личности – одно из самых последних изменений в подростковом возрасте – Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия в понимании Выготского – это отражение собственных процессов в сознании подростка. Раз ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pclever.ru