Психологические особенности современных подростков

Страница 1

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы [33, с.345]. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания [5].

Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень.

Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них [5].

Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. При одиннадцатилетнем обучении, по мнению И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого, скачок в овладении этими умственными операциями наблюдается при переходе из 8-го в 9-й класс. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: подростки анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным, философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подросток может рассуждать об идеалах, о будущем, он приобретает новый, более глубокий взгляд на мир. В это время начинается становление основ мировоззрения, частью которого является мироощущение [31,с. 285].

В подростковом возрасте ребенок приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти, развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает мощный импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, конструировать модели, играть на музыкальных инструментах. Но в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все используют возможности своего воображения при фантазировании.

Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, может стать героем, невзрачная девочка может превратиться в топ-модель и проч. В подростковом возрасте много личных проблем, поэтому воображение играет важную роль в эмоциональном компоненте [31, с. 286].

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений
Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства в дошкольном детстве до полного непонимания и очень сильных нега­тивных чувств в подростничестве и ранней юности. Пси ...

Общее представление о свойствах нервной системы
Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий. Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются ...

Гены – носители информации
Прежде выдающиеся способности одаренных детей вызывали лишь всеобщее удивление и восхищение, о них писали, но не пытались изучать, научно объяснить этот феномен. Одаренный ребенок, по мнению ученых, есть прямое «попадание генов в цель». ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru