Современный этап профориентации

Страница 1

Система профориентации складывается из подсистемы, каждая из которых имеет свои задачи. В целом она выходит за рамки задач и возможностей школы и требует включения других её участников – профессионально-технические училищ, ВУЗов, техникумов, предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи.

Главная задача профоринетации – формирование профессионального призвания.

Призвание – свойство личности, в которое входят: интерес к определённой деятельности, стремление выполнять её, а также обоснованная самооценка субъекта к ней.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация.

Профориентация – очень объёмное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребёнка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

И профориентация и профконсультация – это «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащихся, выступающего в роли субъекта самоопределения.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью развития личности, ее следует рассматривать в единстве и взаимосвязи с общим, нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Правильный выбор профессии является важнейшим условием целостного развития, личности. Именно такие люди необходимы для решения задач ускорения социально-экономического развития страны. Поэтому стратегической целю всей профориентационной работы является обеспечение оптимального сочетания интересов общества и отдельной личности в выборе сферы трудовой деятельности.

В содержание профориентационной работы в школе входит:

1. Сообщение учащимся знаний о массовых профессиях и тех требованиях, которые они предъявляют к личности.

2. Изучение индивидуальных потребностей и возможностей учащихся в целях формирования и развития у них профессиональных интересов, склонностей и способностей.

3. Подведение учащихся вплотную к овладению определенной профессией.

4. Оказание помощи выпускникам в выборе профессиональной деятельности.

Процесс профориентации школьников можно разделить на последовательно сменяющие друг друга этапы: ориентационно-подготовительный (1-4 классы), связанный с выработкой у школьников социальной позиции; ориентационно-побудительный (5-7 классы), связанный с воспитанием у школьников интереса к рабочим профессиям; ориентационно-производительный (8-9 классы), имеющий целью формирование индивидуальных склонностей в профессиональной деятельности, повышение уровня профессионально-нравственного самосознания школьника; ориентационно-заключительный (9 класс) предполагает окончательное уточнением конкретировку путей реализации профессиональных намерений школьников, общественно одобрение сделанного выбора.

Сложились и приняты практикой основные принципы профориентации в школе. Основные из

них: воспитывающий

характер и политехническая направленность; формирование профессиональных

намерений

соответственно интересам и склонностям личности и потребностям конкретного экономического района в кадрах; взаимодействие школы, семьи и производства по формированию профессиональных намерений учащихся; комплексный характер профориентационной работы.

Сформированы требования системе профессиональной ориентации.

Во-первых, система должна обеспечить органическую связь целей, задач и содержания воспитательной работы по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, а также технологии средств методов осуществления этой работы.

Во-вторых, система должна обеспечивать связь не только между отдельными воспитательными мероприятиями и видами деятельности учащихся одного класса, но также и всей школы; связь не только между коллективными и групповыми методами работы, но также между коллективными формами и индивидуальной работой с каждым учащимся.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Значение супружеской любви
Наряду с мнением Кинтаса о значимости любви интересно рассмотреть точку зрения Соловьёва. Он опровергает расхожее мнение, что главная задача любви – создание новых жизней. Подтверждение этому он демонстрирует нам, делясь наблюдениями за ж ...

Темперамент и общение
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, спец ...

Определение психической травмы
В литературе существуют различные определения психической травмы. Менделевич В.Д. [7] дает следующее определение: психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глу ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru