Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников
Из всего изложенного следует, что одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на различных учащихся. Законы психического развития школьника потому и сложны, что психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многообразны и многогранны факторы этого развития, в частности условия обучения и воспитания, которые могут по-разному влиять на разных детей. Продуктивность развития познавательных процессов младших школьников зависит от понимания характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами каждого психического процесса.
Природные особенности человека являются важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. В ходе психологических занятий в игровой форме развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Занятия можно проводить индивидуально с каждым ребенком и с группами детей. Такие занятия в игровой форме следует продумать заранее. Выбранные упражнения должны стимулировать у детей умственную и творческую активность. Необходимо использовать правильную интонацию, продумать, как заинтересовать детей. В конце обязательно подводится результат.
Психолог должен контролировать, чтобы в ходе занятий детьми выполнялись поставленные задачи и выполнялись все требования. Вводить новые, усложненные элементы в ход занятий и упражнений нужно постепенно. Большая роль в психологических занятиях и упражнениях принадлежит правилам. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять поведением[25].
Если проанализировать психологические занятия способствующие развитию познавательных процессов с точки зрения того, что занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Так как стимулирует активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая и развивающая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как внимание, прежде всего, направлено на развитие игрового действия и выполнения правил игры.
Такие занятия способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Разрабатывая психологические занятия, психолог исходит из того, какие программные задачи будет решать с помощью упражнений в игровой форме. Вначале разбираются занятия с точки зрения структуры: дидактическая задача, содержание, правила. Заботится о том, чтобы в выбранных занятия или упражнениях дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали занятия или упражнения в игру. Педагог детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать.
Организуя и направляя познавательную деятельность детей, психолог помогает упорядочить накопленный опыт, быть внимательным, размышлять, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир [33, С. 48- 53].
Другие статьи:
Школа – ведущий институт воспитания
Школа, как и родители, принимает огромное участие в формировании личности подростка и имеет большое значение в его жизни.
Вступление в отрочество несёт с собой - об этом никто, и спорить не будет - серьёзные перемены в отношении ребёнка ...
Кататимное переживание образов
Метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в кресле пациента психотерапевт может вызвать похожее на сновидения наяву представление образов – имагинации
. Если предварительно задать некото ...
Феномен депрессии
Депрессия (в психологии) (от лат. depression - подавление) - аффективное (сильное, ярко выраженное и относительно кратковременное) состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных ...