Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников

Материалы » Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе » Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников

Страница 5

Из всего изложенного следует, что одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на различных учащихся. Законы психического развития школьника потому и сложны, что психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многообразны и многогранны факторы этого развития, в частности условия обучения и воспитания, которые могут по-разному влиять на разных детей. Продуктивность развития познавательных процессов младших школьников зависит от понимания характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами каждого психического процесса.

Природные особенности человека являются важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. В ходе психологических занятий в игровой форме развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Занятия можно проводить индивидуально с каждым ребенком и с группами детей. Такие занятия в игровой форме следует продумать заранее. Выбранные упражнения должны стимулировать у детей умственную и творческую активность. Необходимо использовать правильную интонацию, продумать, как заинтересовать детей. В конце обязательно подводится результат.

Психолог должен контролировать, чтобы в ходе занятий детьми выполнялись поставленные задачи и выполнялись все требования. Вводить новые, усложненные элементы в ход занятий и упражнений нужно постепенно. Большая роль в психологических занятиях и упражнениях принадлежит правилам. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять поведением[25].

Если проанализировать психологические занятия способствующие развитию познавательных процессов с точки зрения того, что занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Так как стимулирует активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая и развивающая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как внимание, прежде всего, направлено на развитие игрового действия и выполнения правил игры.

Такие занятия способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Разрабатывая психологические занятия, психолог исходит из того, какие программные задачи будет решать с помощью упражнений в игровой форме. Вначале разбираются занятия с точки зрения структуры: дидактическая задача, содержание, правила. Заботится о том, чтобы в выбранных занятия или упражнениях дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали занятия или упражнения в игру. Педагог детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать.

Организуя и направляя познавательную деятельность детей, психолог помогает упорядочить накопленный опыт, быть внимательным, размышлять, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир [33, С. 48- 53].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Философско-психологический анализ страха
Герберт Уэллс описывает человека как песчинку мироздания. Его окружают грозные природные стихии. Небо осыпает людей кометами. Недра Земли извергают огненную лаву. Человек постоянно испытывает предательство земной тверди. Однако источник с ...

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людь ...

Пол и функциональная асимметрия
По данным М. П. Брайдена, 1977, мужчины более склонны считать себя левшами, чем женщины. Однако самооценка не всегда совпадает с объективными данными. Показано, что леворукость у женщин связана с хорошими пространственными навыками, а у м ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pclever.ru