Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников

Материалы » Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе » Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников

Страница 3

Обе формы памяти - произвольная и непроизвольная - претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается тесная взаимосвязь и взаимопереходы.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемонической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приёмов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приёмы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение. Необходимо помочь овладеть ребёнку данными приёмами и наиболее эффективным способом обучения являются психологические упражнения и занятия в игровой форме, в ходе которых нет оценивания и контроля, а есть возможность использования психологом индивидуальной работы [44, С. 29].

Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью памяти и вызывает огромные затруднения.

Мнемоническая деятельность, как и учение младшего школьника в целом, становится все более осмысленной и произвольной. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые 3-4 года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в развитии опосредованная логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если, однако, детей младшего школьного возраста специально с самого начала учить мнемоническим приемам, то это существенно повышает продуктивность логической памяти. Незнание приемов, неумение пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей.

Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития психических процессов младших школьников. Использование резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Развитие психики младших школьников происходит на основе ведущей деятельности – учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются требованиям, а выполнение требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности[21].

Для полноценного формирования ведущих психических процессов важно развитие сенсорной сферы, восприятия, внимания, воображения. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить школьников выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. Для развития осмысленного восприятия полезны задания на сравнение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Фактор дополнительного образования
В последнее время в мире все большее значение уделяется инновационному образованию. Инновационный – значит основанный на последних достижениях в различных областях. Разработка инноваций происходит на всех ступенях образовательного процесс ...

Предмет психологии в понимании П.Я. Гальперина
Случилось так, что П.Я. Гальперин наиболее широкую известность получил как автор теории усвоения. Между тем главные проблемы, которые заботили его на протяжении всей жизни, это проблемы предмета и метода психологической науки. Его взгляды ...

Виды эмоционального взаимодействия, родителей и детей, их последствия
Авторитарный - ребенок делает всё как сказали, ещё и следят за ним. Ограничение к свободе, - следствие подавленности, индивидуальности, ребенок агрессивен. Ребенку ничего не объясняется - хотят чтобы он нравился всем. Попустительство - ж ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru