Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью

Материалы » Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности » Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью

Страница 2

Основной путь наиболее полного использования функциональных резервов организма для восстановления после тяжелой и напряженной работы состоит в рациональном программировании тренировочного процесса, правильной регламентации тренировок и отдыха, создании оптимального психологического климата. Психологические и педагогические средства влияния следует осуществлять в комплексе с медико-биологическими. Важен также эмоциональный фон тренировок. Так, например, после выполнения упражнения, связанного со значительными переживаниями, имеет место существенное замедление восстановительных процессов [8].

Отрицательно воздействует на человека, как известно, однообразная обстановка занятий, монотонность тренировочной работы, отсутствие интереса к ней у спасателя. А отрицательный эмоциональный фон угнетает психику снижает работоспособность. Большие тренировочные нагрузки могут привести к психологическому перенапряжению: нервозности, эмоциональной неустойчивости, угнетенности, повышенной ранимости и т.д. Как в подобных случаях оказать помощь?

Существует ряд психологических средств восстановления организма, которые можно разбить на три категории: психотерапию, психопрофилактику, психогигиену.

2. Психологические средства восстановления организма:

1) важнейшим психотерапевтическим методом является убеждение. Суть его - в обращении к сознанию человека, стремлении аргументировано, на основе опыта, положительных фактов жизни, обобщения результатов действий выработать у него оптимальные установки поведения. В процессе бесед, лекций сообщается о возможных неизбежных сложностях, напряженных ситуациях, о необходимости их волевого преодоления, формируются уверенность в себе, спокойствие в экстремальной обстановке, воспитывается положительное отношение к трудностям жизни, к средствам восстановления.

Психотерапия убеждением эффективна только при знании личности человека, его индивидуальных особенностей и взглядов. Если убеждение строится на доказательствах, аргументах и фактах, то словесное внушение - на вере, оно обращено к чувствам и предполагает восприятие идеи, указаний авторитетного специалиста. Для решения задач восстановления используется мотивированное внушение полного покоя, отдыха в состоянии глубокого мышечного расслабления [8].

В период восстановления можно обратиться к, мышечной терапии. Восстановительные процессы при осуществлении ее протекают успешнее, чем при пассивном отдыхе. Установлено, что наибольший эффект от активного отдыха бывает при чередовании работы мышц-антагонистов. Умеренная нагрузка ранее утомленных мышц также оказывает психотерапевтический эффект. Она оптимизирует восстановление и обеспечивает положительный психологический климат. Важную роль играют специальные упражнения на расслабление. Большинство из них связано с произвольным изменением мышечного напряжения. Таким образом, можно воздействовать на возбудимость нервных клеток коры головного мозга и тем самым влиять на уровень психологической напряженности.

Внушенный сон с сохранением словесного контакта - эффективное средство психотерапии. При этом можно обеспечить сон (отдых) и добиться хорошего психического состояния человека. На таких же принципах строятся методы самоубеждения и самовнушения. Они не менее результативны, но только при условии достаточного интеллектуального развития личности и способности ее к самоанализу

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Профессионально важные качества работников МЧС
Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого мини ...

Процесс адаптации
Каждый человек нуждается в дополнительной помощи для адаптации на новом месте работы или учебы, в новой профессии. Важность правильной адаптации и введения в курс дела трудно переоценить. При поступлении на работу или учебу человек лишь ...

Соотношение мышления и речи
Для Шлейхера язык есть "мышление, выраженное звуками", "язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления", "язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений, понятий, и суще ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru