Я - Концепция
Я-концепция -
система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. Несмотря на устойчивость, Я-концепция - не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со "значимыми другими", в сущности определяющие представления о самом себе. Я - концепция синоним к "самосознанию". Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Поэтому формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.
Я-концепция содержит компоненты:
1) когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (самосознание);
2) эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;
3) оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и прочее.
3 основных составляющих:
Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющиеЯ-концепции. Когнитивная составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:
1) физическое Я - схема собственного тела;
2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;
3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;
4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;
5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;
6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;
7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.
Самооценка -
аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Аффе́кт
- это сильное или кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для индивида жизни. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений.
Эмоции
- психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания человеком смысла явлений и событий, обусловленного отношения их свойств к потребностям субъекта (человека) Инфаркт, инсульт - результат эмоций. Э. -субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения
НАСТРОЕНИЕ - продолжительно сравнительно устойчивое психологическое состояние, немеренной или слабой интенсивности, которая служит + или - эмоциональным фоном психической жизни индивида.:
1) Внутреннее, душевное состояние.2. Определенное психическое состояние, направление мыслей; настроенность.
Другие статьи:
Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса
Один из методов когнитивной психотерапии. Рассматривая человека как когнитивно-эмоционально-поведенческое единство, А Эллис обращается к "мышлению о мышлении" как смысловому центру психотерапии. Эмпирически разработанные техники ...
Определение гиперактивности
Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспо ...
Профессионально значимые психофизиалогические качества
личности и их профессиональная обусловленность
Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характе ...