Необходимость развития коммуникативной компетентности студентов-психологов

Материалы » Использование тренинга в обучении студентов-психологов коммуникативной компетентности » Необходимость развития коммуникативной компетентности студентов-психологов

Страница 1

Рубцов В.В., Маргалис А.А. проанализировали особенности факторов, влияющих на профессиональное становление студентов-психологов во время обучения в ВУЗе.

На первом курсе наиболее существенным фактором является процесс адаптации к условиям обучения и жизни в вузе, выработка привычки заниматься науками по собственным побуждениям, а не под непосредственным контролем педагогов. Постепенно студент осознает зависимость своих успехов в учебе от своих практических усилий.

На 2-3 курсах студенты начинают изучать психологические дисциплины, знакомятся с теорией и практикой. Благодаря практике накапливают первоначальный опыт работы. В период практики большую роль в этом играют коллективный анализ проводимых практических работ, советы руководителей по использованию тех или иных приемов, развивающих определенное умение или качества личности.

Особую роль в профессиональной подготовке студентов играет практика на старших курсах, когда происходит наиболее всестороннее само использование студентом всех своих способностей, своей реальной подготовке к самостоятельной работе [26]

Не смотря на то, что у студентов-психологов к последним годам обучения, особенно благодаря практическим занятиям, формируется профессиональное самосознание, коммуникативная компетентность оказывается не всегда на высоком уровне.

Изучение и анализ сформированности структурных компонентов коммуникативной компетентности, проведенный Ивановым В.Д. у студентов высшего учебного заведения показало следующее:

- все структурные компоненты коммуникативной компетентности были сформированы недостаточно, находились на низком уровне, особенно коммуникативные и организаторские умения;

- тенденция развития коммуникативной компетентности от первого к пятому курсу проявлялась незначительно;

- традиционный процесс обучения в высшем учебном заведении не дает эффективных результатов формирования коммуникативной компетентности будущего учителя [14].

В.Г. Кочеткова выделяла основные проблемы в области развития коммуникативной компетентности у студентов, в том числе и у студентов-психологов:

- студенты (особенно младших курсов) недостаточно владеют навыками слушания. При этом они испытывают затруднения в тех случаях, когда требуется пояснить или продолжить уже высказанную сокурсником мысль;

- студенты часто демонстрируют недоразвитие навыков делового общения. Это проявляется в неспособности организовать сотрудничество с малоизвестными людьми (чаще на первом курсе), а также в устойчивом нежелании выполнять учебные задания совместно с неприятными в личном плане сокурсниками. Эта особенность – следствие недостаточного опыта групповой работы в школе. Некоторые студенты признавались, что только в вузе впервые столкнулись с групповой формой обучения;

Даже при высокой степени осознания учебной информации доля студенческих вопросов в содержании занятий занимает недостаточное место. Практически все преподаватели сталкиваются с необходимостью заставлять студентов (прямым или косвенным путем) формулировать вопросы. Приоритетной задачей вузовской коммуникативной подготовки будущих учителей считается перестановка акцентов с монологической речи и пассивного слушания на диалог;

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Основные вопросы, которые ставил Выготский при изучении проблемы знакового опосредования
Вопрос состоит в выявлении условий перехода от опосредованного действия к действию непосредственному, к поступку, совершаемому мгновенно, как бы без размышления, но остающемуся тем не менее в высшей степени сознательным, свободным, нравст ...

Методы диагностики экологического сознания
В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов. Прин ...

Социально-психологический подход к совместимости в контексте проблемы аттракции
Аттракция как симпатия к другому человеку является безусловным компонентом чувства любви.(12). В рамках социально-психологического подхода психологами изучались факторы, способствующие возникновению аттракции и выступающие как условия пр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru