Понятие гендерных особенностей подростков
Лица женского пола при оценке людей более «добрые», чем лица мужского пола. Женщины и мужчины могут быть внимательными и наблюдательными, если объект внимания им интересен. Однако девушки обнаруживают большую заинтересованность во взаимоотношении с окружающими.
Именно в подростковом возрасте гендерные различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.[10]
Роговская Н. И. выделила следующие характеристики гендерных особенностей подростков:
Мальчики |
Девочки |
1. У большинства мальчиков больше развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы. |
1. У большинства девочек более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления. |
2. С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные. |
2. Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями. |
3. Мальчики тяготеют к широкому кругу общения. |
3. У девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних. |
4. Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах. |
4. У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство. |
5. Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы. |
5. Девочки тоже соревновательные. Но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом. |
У подростков наступает период, когда сознание и самосознание достигают определённого уровня, происходит овладение понятийным мышлением, накапливается моральный опыт, осваиваются различные социальные роли, в рамках самоопределения формируется идентичность.[15]
Таким образом, на основании приведённых выше данных можно сделать следующие выводы.
1. Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которое общество предписывает выполнять в людям в зависимости от их биологического пола. В зависимости от того, к какому полу он принадлежит, индивид выстраивает своё поведение, свои взаимоотношения.
2. Дифференциация понятий «пол» и «гендер» объясняется тем, что пол – это биологическое явление (генетические особенности строения клеток, анатомо-физиологические характеристики и детородные функции), а гендер является социально-культурным конструктом (социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальность, но возникают во взаимодействии с другими людьми.)[19]
Другие статьи:
Психологические закономерности ведения деловой беседы
Посредством деловой беседы реализуется стремление одного человека или группы людей к
действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы. В мире бизнеса или политики ...
Гендерные особенности употребления алкоголя
подростками
В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие понятия, как "гендер ...
Медицинские
аспекты гэмблинга
Исследователи из Мичиганского университета установили, что во время игры мозг оценивает ее результаты в течение четверти секунды и мгновенно принимает решение, продолжать ли игру, делать ли следующую ставку. Процесс принятия решений проис ...