Семейные факторы

При изучении этого аспекта основное внимание уделяется изучению взаимосвязи между эмоциональными расстройствами у взрослых и особенностями их родительской семьи. Исследования в этой области показывают, что многие из исследуемых пациентов с тревожными расстройствами имели травматический опыт и (или) тяжелое детство; в их семьях наблюдался высокий уровень семейной тревожности. Также выяснилось, что робкие, неуверенные дети чаще имели тревожных и социально не приспособленных родителей. Причем это правило распространялось как на кровных, так и на приемных детей. На основании проведенных исследований был сделан вывод о том, что социальные факторы воспитания играют существенную роль в развитии тревожности. Однако, как указывает Холмогорова А.Б., существуют исследования, направленные на выявление роли биологических, генетических факторов в формировании тревожных расстройств. Противоречивость полученных данных, скорее всего, свидетельствует именно о сложной биопсихосоциальной природе тревожных расстройств (Холмогорова А.Б., 2002).

Еще одним важным аспектом при исследовании семейной макродинамики является изучение стрессогенных жизненных событий и семейной истории в целом. Холмогорова А.Б считает: «Факты, полученные в этой традиции, указывают на важную роль, которую семейные стрессы играют не только в психологическом, но и в биологическом развитии ребенка» (Холмогорова А.Б., 2002, стр.131). Исследования в этой области подтвердили важную роль раннего травматического опыта в происхождении депрессивных расстройств. Было подтверждено, что психическая травма в детском возрасте непосредственно влияет на процесс созревания структур головного мозга, что в дальнейшем проявляется в тревоге, сопровождающейся ожиданием психологических травм и повышенным вниманием к внешним раздражителям с целью выявления опасности.

По результатам исследований, проведенных в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии, было выявлено, что примерно у 70% больных, страдающих депрессивными, тревожными и соматоформными расстройствами, заболевание началось на фоне тех или иных семейных стрессов (разводы, измены, алкоголизация и т.д.). Исследование стрессогенных событий семейной истории у таких больных, показало, что они значительно чаще испытывали жестокое обращение в семье, чем здоровые испытуемые, среди их близких родственников чаще наблюдалась алкоголизация.

Дополнительно к вышесказанному, хочется отметить, что при изучении влияния семейных факторов на возникновение тревожности у детей, большинство исследователей придерживаются единого мнения по поводу влияния неблагоприятных семейных взаимоотношений и отклонений в воспитании на возникновение аномалий формирования личности в детском возрасте.

Другие статьи:

Отношения людей при общении
Отношения между людьми в процессе общения, взаимодействия могут быть различны: Я и Другой _ - ».Мы, если многое связывает "—"•» Я, ОН — если связей мало Я и Другой-------- ■» СВОИ — если улучшаем друг МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ...

Память
Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Процессы памяти: · Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. З ...

Специфика возникновения и проявления тревожности в подростковом возрасте
Подростковый возраст исследовали Л.С.Выготский, французский психолог Б.Заззо, Н.А.Рыбникова, В.Е.Смирнова, И.А.Арямова и другие. Подростковым принято считать период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru