Причины гендерных конфликтов и пути их преодоления

Материалы » Гендерные различия поведения в конфликте » Причины гендерных конфликтов и пути их преодоления

Страница 1

Гендерные конфликты и кризисы гендерной идентичности,

как внутриличностные проявления, присущие современным мужчинам и женщинам, являются теми феноменами, которые нередко попадают в поле зрения зарубежных и отечественных психологов и социологов, занимающихся гендерными проблемами. В литературе гендерной направленности описаны виды гендерных конфликтов, уделено внимание определению понятий «гендерный конфликт» и «кризис гендерной идентичности» и конкретизировано смысловое содержание этих феноменов, проанализированы причины возникновения кризиса гендерной идентичности, разработаны, апробированы и описаны способы психологической помощи мужчинам и женщинам, оказавшихся в ситуации кризиса гендерной идентичности.

Актуальными, но недостаточно исследованными вопросами тематики гендерных личностных конфликтов и кризисов гендерной идентичности, являются, во-первых, вопросы, касающиеся конкретизации причин возникновения конфликтов гендерного содержания. Здесь важно систематизировать междисциплинарные и специализированные (гендерные) теоретические подходы и направления, которые обладают востребованными интерпретативными возможностями. Вторая группа актуальных тем исследования гендерных конфликтов и кризисов идентичности связана с практической деятельностью специалистов-психологов, оказывающих психологическую помощь мужчинам и женщинам, которые переживают кризисные и конфликтные состояния. Значимым направлением работы является не только разработка теоретических и методических оснований процедур психологической помощи мужчинам и женщинам, находящимся в состоянии гендерных конфликтов и кризисов, но и определение направлений работы, связанной с предупреждением конфликтов гендерного содержания.

Большинство концепций гендерных личностных конфликтов (ролевой конфликт работающей женщины, экзистенциально-гендерный конфликт, конфликт боязни успеха и др.) сформировалось на основе хорошо известных теоретических психологических и социологических ориентаций. Рассмотрим известные теории, объясняющие причины гендерных конфликтов.

Ролевые теории,

разработанные в интеракционистском направлении, используются для объяснения причин ролевых гендерных конфликтов. Ролевой конфликт работающей женщины - яркий пример межролевого личностного конфликта, проявляющийся как столкновение традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности Ролевой конфликт - социальная ситуация, в которой от одного и того же индивида ожидаются несовместимые друг с другом ролевые действия. Когда женщина одновременно выполняет три свои основные роли (родительскую, профессиональную и супружескую) вероятность возникновения ролевого внутриличностного конфликта очень велика, так как у женщины просто не хватает физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей. Конфликт между ролями чаще возникает, если женщина в равной мере ориентирована и на профессиональное развитие, и на свою семью, т.е. на профессиональную и семейную самореализацию. В этом случае многочисленные предписания-требования различных социальных ролей, выполняемых личностью, препятствуют их успешной реализации. Противоречие между основными ролями женщины неизбежно («чем больше уделяешь внимания работе, тем больше страдает семья», и наоборот).

Наибольшее распространение в плане объяснительных интерпретаций возникновения разных видов гендерных конфликтов получила теория гендерной социализации

, которая опирается на такие психологические подходы, как психоаналитический, когнитивистский, необихевиористский.

Основные положения теория гендерной социализации: 1) мужчины и женщины вырастают в различных социально-психологических контекстах; 2) эти контексты оказывают решающее влияние на последующее функционирование мужчин и женщин: у мужчин возникают проблемы в сфере семейной самореализации, а у женщин - в сфере профессиональной самореализации.

В процессе дифференцированной по полу социализации у личности формируются представления о себе, которые ограничивают ее возможности. Воспитывая мальчиков и девочек по-разному, родители и педагоги ориентируют их на исполнение полоспецифичных ролей и не готовят детей к другим ролям, которые им, скорее всего, придется исполнять. Дифференцированная по полу социализация также ограничивает профессиональный выбор мальчиков и девочек, выстраивая дополнительные (субъективные) барьеры на пути их профессионального развития во взрослом возрасте. Традиционный вариант гендерной социализации может приводить к конфликту нереализованных желаний. Такой внутриличностный гендерный конфликт разворачивается в ситуации столкновения нормативных предписаний в отношении традиционного мужского и женского поведения и индивидуальных потребностей личности в реализации не полоспецифичных интересов и желаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980)
Анатолий Александрович Смирнов родился 24 октября 1894 г. в городе Руза Московской губернии в семье присяжного поверенного. Он рано потерял мать и воспитывался в семье тетки. После окончания в 1912 г. Варшавской гимназии А. А. Смирнов пос ...

Психофизиологический подход к исследованию предпринимательства
Каждый человек способен отождествлять себя с определенным родом деятельности. Так личность заявляет о своей индивидуальности в социуме или принадлежности к какой-либо социальной группе. Собственно предпринимательство можно трактовать как ...

Виды слушания
Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Наиболее общепринятыми приемами, ха ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru