История возникновения и проблема употребления алкоголя

Материалы » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте » История возникновения и проблема употребления алкоголя

Страница 4

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси - есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются "царевы кабаки", приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ "продавать водку по одной чарке человеку". Запрещалось выдавать вино "питухам" (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: "чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять", чем фактически поддерживалось пьянство. С 1894 года продажа водки стала царской монополией. Одним из темных пятен прошлого, следы которого еще сохранились у нас, являются пьянство и алкоголизм России.

Исторические сведения об употреблении алкоголя в России свидетельствуют, что до XVI в. в России пили преимущественно мед, пиво, иногда привозное вино. Иван IV заводит "царевы кабаки", где продавали вино, мед, пиво, в начале в Москве для опричников, а затем повсеместно. В последующем кабаки были реорганизованы в кружечные дворы, и решено было ограничить число этих заведений по одному на город и на большое дворцовое село. Царскими кабаками управляли целовальники, которые, присягая царю о полном возвращении в государственную казну полученных доходов, целовали крест и Евангелие. Целовальник вносил в казну, возрастающую из года в год, сумму денег от продажи спиртных напитков. В 1652 г для ослабления пьянства и его вредных последствий было установлено: "Продавать водку по одной чарке человеку, а больше той указанной чарки одному человеку не продавать".

Во время постов, а также по воскресениям, средам, пятницам вино вовсе не отпускалось. Однако спустя семь лет руководителям питейных учреждений, вероятно, по финансовым мотивам предписывалось, "чтобы великого государя казне учинить прибыль, питунов (употребляющие алкоголь) с кружечного двора не отгонять".

Время развития капитализма в царской России, как и в других странах, сопровождалось все возрастающим производством и потреблением алкогольных напитков, главным образом водки. Тайную цель такой политики правительства откровенно сформулировала еще царица Екатерина II, заявившая, что пьяным народом легче управлять. Вот почему из года в год повсеместно увеличивалось число кабаков и других питейных учреждений. Передовые русские люди называли политику царского правительства политикой спаивания народа, а царский бюджет - пьяным бюджетом. И действительно, прибыль казны от продажи водки, благодаря существовавшей в России винной монополии покрывала до 30% государственного бюджета. С 1894г. царское правительство взяло вновь продажу водки в руки казны, организовав казенную винную монополию. Винной монополией, государственным регулированием продажи водки царское правительство якобы хотело ограничить пьянство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Значение супружеской любви
Наряду с мнением Кинтаса о значимости любви интересно рассмотреть точку зрения Соловьёва. Он опровергает расхожее мнение, что главная задача любви – создание новых жизней. Подтверждение этому он демонстрирует нам, делясь наблюдениями за ж ...

Музыкотерапия
Восходит к опыту древней медицины, Атарведам в Индии, работам Авиценны, Маймонида и др. Эмпирический опыт и множество исследований влияния музыки на организм и психику обосновывают выделение седативной и тонизирующей музыки, разработки сп ...

Установка эмоционального контакта
Первый шаг в работе с аутичным ребенком – установлении с ним эмоционального контакта. Как известно, всякий младенец начинает свое индивидуальное развитие, осмысление происходящего вокруг в тесном эмоциональном единстве с мамой. Она поддер ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru