Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины
Росс Кэмпбелл в книге «Как справиться с гневом ребёнка» выделяет особо укоренившийся во многих семьях тип «командная цепочка», который, по сути, является разновидностью гипоопеки и во многом определяет рост агрессии у детей. Семья стремится к организованности и дисциплине. Как в армии или деловой организации есть командующий, так и в семье отец – главное ответственное лицо. Заботясь о материальном благополучии всей семьи, много работая, он использует командные отношения со всеми, находящимися ниже по «цепочке», требует беспрекословного выполнения своих обращений и полного подчинения своим словам. Ему принадлежат право «казнить или миловать», его приказы и поступки никем не должны обсуждаться. Подобные отношения полностью обесцвечивают личности всех членов семьи, исключают атмосферу сотрудничества, поддержки, взаимопонимания и помощи. Отец полностью берёт ответственность на себя, и ребёнок практически лишён возможности реализовать свои возможности, способности, потребности и желания. Как маленький робот он становится исполнителем воли старшего, но при этом копится недовольство и внутреннее сопротивление подавлению своей личности. Часто в этих семьях существует запрет на разрядку своих чувств. Всё это приводит к накоплению негативных эмоций, и как следствие, выплеску их через агрессию и социально неприемлемые формы снятия эмоционального напряжения. Ребёнок растёт озлобленным, недоверчивым, с заниженной самооценкой и стойким отторжением восприятия чувств других людей.
В некоторых, особенно молодых, семьях наблюдается тенденция к «демократизации» методов воспитания, предоставлению ребёнку безграничных свобод в выборе потребностей и желаний, поведения и взаимоотношений По сути, это отрицание своего участия в воспитании, освобождение то родительских забот и переживаний, нежелание или невозможность уделять ребёнку своё время, душевное тепло, нежность, недоразвитие у родителей чувства привязанности к ребёнку.
Все вышеописанные выше случаи деструктивного семейного воспитания являются как бы крайними, но родителям стоит в них разобраться и подумать, а нет ли в их отношениях с ребёнком чего-то похожего. Во всех описанных случаях у детей возникает ощущение незащищённости, появляются препятствия в развитии потребности в общении, формируются основы социально – психологического отчуждения, искажают представления о ценностях и нормах, принятых в обществе. Всё это способствует поиску неадекватных «способов выживания» – возникает агрессия, страхи, ребёнок прячется за фантазиями и враньём. Установка «мир враждебен» закрепляется и может стать основой взаимодействия ребёнка с окружающей средой через конфликты и противодействие.
Противоположным гипоопеке является гиперопекающий тип семейного воспитания –
взаимоотношения, при которых родители проявляют чрезмерную заботу о ребёнке, всячески стремятся сами адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам. Нередко их ожидания ориентированы на очень высокие жизненные достижения, но при этом не учитываются закономерности развития детской психики и эмоционально – личностные особенности ребёнка.
Например, подобное воспитание осуществляется в семьях, где отношение между супругами дали трещину и ребёнок становится единственным, что скрепляет семью. Забота о нём становится единственной силой, способной сохранить семью и удержать родителей друг с другом. Свои нереализованные чувства они переносят на ребёнка как компенсацию за свою недолюбленность. Во имя ребёнка они идут на самоотречение, он становится центром семьи. Ребёнку многое прощается, все его поступки высоко оцениваются, щедро поощряются, ничто не подвергается критике, беспрекословно удовлетворяются желания и капризы, преувеличиваются способности и достоинства. Оберегая от неизбежных жизненных трудностей, родители тем самым лишают ребёнка воли, самостоятельности поведенческой гибкости, самокритичности. Со временем дети утрачивают способность быть активным, инициативным, привыкают бездельничать, требовать повелевать. Формирование завышенной самооценки – естественный результат подобного типа воспитания. Столкнувшись с внешним миром, общаясь со сверстниками и не получая повышенного внимания и всеобщего одобрения, подобные дети серьёзно переживают, испытывая недостаток в любви. Требуя признания ценности своей личности, дети конфликтуют, доказывая свою уникальность, враждебно и обвиняюще относятся к окружающим. Часто они даже не осознают, что неадекватно себя оценивают, и в будущем такого ребёнка может ждать трагедия непризнанной посредственности.
Часто при гиперсоциализированной опеке родители искренне хотят воспитать самого умного, самого талантливого, «самого – самого» ребёнка. Родители нередко желают, чтобы их ребёнок был «не хуже их», либо достиг большего. Главной установкой, обращённой к ребёнку, становит следующая: «Ты должен делать то, что нам надо, только при этом мы будем любить тебя!». Методами воспитания при этом выбираются требовательность, суперконтроль, бесконечное оценивание и сравнение с другими. Стараясь ухватить кусочки родительской любви, ребёнок хронически боится неуспеха, сомневается в своих способностях, прикладывает неимоверные психические затраты, чтобы оправдать родительские ожидания. Изо всех своих ещё не сформировавшихся психо-эмоциональных сил он старается соответствовать родительскому идеалу. Но это, естественно, получается не всегда. Возникает
Другие статьи:
Выразительные движения
Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяются обычно и на его поверхность. Захватывая систему мышц лица и всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающи ...
Диагностика психологической готовности к школьному обучению
Нет, и не может быть единого теста для определения готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школе это многокомпонентное образование, которое включает в себя уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов ...
Лурия Александр Романович (1902-1977)
Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 г. в Казани в семье врача.
После окончания гимназии он поступил в Казанский университет на факультет общественных наук. После окончания университета в 1921 г. он занимался экспериментальной ...