Психофизиологическая совместимость партнёров

Материалы » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Психофизиологическая совместимость партнёров

Страница 1

Наличие у человека полноценных психологических контактов - важное условие стабилизации и развития личности. Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнёров, напряжённой атмосферы столкновений и конфликтов личного порядка, когда критике и непринятию подвергаются особенности темперамента и характера партнёра. Психологически несовместимые партнёры испытывают трудности в распределении инициативы и главенства. Наиболее явными признаками психологической дисгармонии являются: утомление и раздражение друг от друга, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжные нарушения психологического климата в семье. При этом партнёры часто отрицательно отзываются друг о друге как об обладающих негативными личностными чертами.(52)

Несовпадение индивидульно-психологических черт, характеристик супругов вполне реально с неблагоприятными последствиями для брака. С точки зрения теории вероятности человек, обладающий четырьмя важными для совместимости, но независимыми одна от другой характеристиками, для того, чтобы найти себе совместимую пару, должен рассмотреть пятнадцать возможных претендентов. А если таких характеристик больше? Именно поэтому психологи в течение многих лет занимаются проблемой структурной совместимости.(47)

Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р.Винча о комплиментарности (взаимодополнении), по которой потребности партнёров в совместимой малой группе должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств, составляющих психологического склада: темперамента, характера и личности.(26)

Исследуя соотношение темпераментов партнёров в различных парах, психологи Т.Галкина и Д.Ольшанский обнаружили, что в абсолютном большинстве несемейных пар с отношениями, определяемыми как «любовь», партнёры обладали противоположными чертами темпераментов. В дружеских парах преобладали пары с одинаковыми темпераментами. Благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями также отличались противоположными темпераментами. Три – пять лет семейной жизни часто оказывается достаточно для смягчения характеристик темперамента одного из супругов (обычно мужа), и противопоставленность темпераментов сглаживается в сторону смежности каких-то черт. Наиболее «универсальные» партнёры – флегматики, так как их устраивает любой темперамент, кроме собственного (пары флегматиков оказались весьма неблагополучными по данным многих авторов). На приведённой Р.Винчем схеме (схема № 1) максимально совместимыми парами являются две, причём каждая из них расположена в противоположных секторах: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник. Совместимыми эти пары являются потому, что особенности темперамента одного дополняются особенностями темперамента другого. Стабильная пара нуждается не в подобии, а в контрастности ряда качеств темперамента, чтобы качества одного её члена дополняли качества другого.(26)

Тот же механизм прослеживается на другой подструктуре психологического склада человека – характера. Работы Р.Акоффа и Ф.Эмери позволили создать прогностическую модель совместимости. В мысленном пространстве характеров, согласно модели (схема № 2), могут быть размещены четыре основных типа людей: чувствительные к влиянию внешних обстоятельств (О), чувствительные к состоянию своей личности (Л), активные, стремящиеся воздействовать на обстоятельства (А) и пассивные (П), которые не пойдут на внешний конфликт, а углубятся в себя. В центре располагается характер, в котором все эти четыре черты находятся в равновесии, а по осям и в пространстве между ними – все остальные, отличающиеся от среднего. В пространстве ОА и ЛП находятся «чистые» типы характеров (человек или быстро отзывается на внешние обстоятельства и активно идёт им навстречу), - ОА или наоборот. (Всё время занят собой и не проявляет активности – ЛП). В пространстве ОП и ЛА – «смешанные» (человек находится в контакте одновременно и с обстоятельствами, и со своими внутренним миром). «Чистые» типы более трудно, чем смешанные, приспосабливаются и к своему окружению, и к другим людям. Столкнувшись с обстоятельствами, ОА становится всё более активным и поддающимся их воздействию, а «чистый» тип ещё более уходит в себя. «Смешанные» типы в этом случае смещаются не к внешним областям пространства характеров как «чистые», а наоборот – к центральной точке равновесия. Если поместить в пространство характеров пару, то она образует два вектора. Угол, образованный одним из векторов и продолжением другого, называется углом ассиметрии. При ассиметрии 0° характеры у партнёров совершенно противоположны, при ассиметрии 180° - одинаковы. По мере возрастания угла от 0° до 90° каждый член пары воспринимает другого всё менее точно. В этом случае возникает конфликт: каждый из супругов ощущает недостаток в совместной деятельности, не понимая причины, неверно представляя характер партнёра, старается исправить положение, усугубляя разлад. Когда же ассиметрия перешла за 90° и приближается к 180,° взаимное восприятие становится всё более верным. Как длина, так и направление векторов различны, если вычесть из большего меньший, то получится неравновесие характеров. Чем оно больше, тем меньше участники пары склонны приспосабливаться друг к другу.(26)

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
Недоразвитие игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Причинами этого является: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладен ...

Значение интеллектуального тренинга для формирования самоотношения на этапе обучения в ВУЗе
Определенная Р.Бернсом (1986) целостная Я-концепция, рассматривается как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о ...

Развитие самооценки в дошкольном возрасте
Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя и оценить. Вся психическая жизнь ребенка развива ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru