Психофизиологическая совместимость партнёров
Наличие у человека полноценных психологических контактов - важное условие стабилизации и развития личности. Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнёров, напряжённой атмосферы столкновений и конфликтов личного порядка, когда критике и непринятию подвергаются особенности темперамента и характера партнёра. Психологически несовместимые партнёры испытывают трудности в распределении инициативы и главенства. Наиболее явными признаками психологической дисгармонии являются: утомление и раздражение друг от друга, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжные нарушения психологического климата в семье. При этом партнёры часто отрицательно отзываются друг о друге как об обладающих негативными личностными чертами.(52)
Несовпадение индивидульно-психологических черт, характеристик супругов вполне реально с неблагоприятными последствиями для брака. С точки зрения теории вероятности человек, обладающий четырьмя важными для совместимости, но независимыми одна от другой характеристиками, для того, чтобы найти себе совместимую пару, должен рассмотреть пятнадцать возможных претендентов. А если таких характеристик больше? Именно поэтому психологи в течение многих лет занимаются проблемой структурной совместимости.(47)
Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р.Винча о комплиментарности (взаимодополнении), по которой потребности партнёров в совместимой малой группе должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств, составляющих психологического склада: темперамента, характера и личности.(26)
Исследуя соотношение темпераментов партнёров в различных парах, психологи Т.Галкина и Д.Ольшанский обнаружили, что в абсолютном большинстве несемейных пар с отношениями, определяемыми как «любовь», партнёры обладали противоположными чертами темпераментов. В дружеских парах преобладали пары с одинаковыми темпераментами. Благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями также отличались противоположными темпераментами. Три – пять лет семейной жизни часто оказывается достаточно для смягчения характеристик темперамента одного из супругов (обычно мужа), и противопоставленность темпераментов сглаживается в сторону смежности каких-то черт. Наиболее «универсальные» партнёры – флегматики, так как их устраивает любой темперамент, кроме собственного (пары флегматиков оказались весьма неблагополучными по данным многих авторов). На приведённой Р.Винчем схеме (схема № 1) максимально совместимыми парами являются две, причём каждая из них расположена в противоположных секторах: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник. Совместимыми эти пары являются потому, что особенности темперамента одного дополняются особенностями темперамента другого. Стабильная пара нуждается не в подобии, а в контрастности ряда качеств темперамента, чтобы качества одного её члена дополняли качества другого.(26)
Тот же механизм прослеживается на другой подструктуре психологического склада человека – характера. Работы Р.Акоффа и Ф.Эмери позволили создать прогностическую модель совместимости. В мысленном пространстве характеров, согласно модели (схема № 2), могут быть размещены четыре основных типа людей: чувствительные к влиянию внешних обстоятельств (О), чувствительные к состоянию своей личности (Л), активные, стремящиеся воздействовать на обстоятельства (А) и пассивные (П), которые не пойдут на внешний конфликт, а углубятся в себя. В центре располагается характер, в котором все эти четыре черты находятся в равновесии, а по осям и в пространстве между ними – все остальные, отличающиеся от среднего. В пространстве ОА и ЛП находятся «чистые» типы характеров (человек или быстро отзывается на внешние обстоятельства и активно идёт им навстречу), - ОА или наоборот. (Всё время занят собой и не проявляет активности – ЛП). В пространстве ОП и ЛА – «смешанные» (человек находится в контакте одновременно и с обстоятельствами, и со своими внутренним миром). «Чистые» типы более трудно, чем смешанные, приспосабливаются и к своему окружению, и к другим людям. Столкнувшись с обстоятельствами, ОА становится всё более активным и поддающимся их воздействию, а «чистый» тип ещё более уходит в себя. «Смешанные» типы в этом случае смещаются не к внешним областям пространства характеров как «чистые», а наоборот – к центральной точке равновесия. Если поместить в пространство характеров пару, то она образует два вектора. Угол, образованный одним из векторов и продолжением другого, называется углом ассиметрии. При ассиметрии 0° характеры у партнёров совершенно противоположны, при ассиметрии 180° - одинаковы. По мере возрастания угла от 0° до 90° каждый член пары воспринимает другого всё менее точно. В этом случае возникает конфликт: каждый из супругов ощущает недостаток в совместной деятельности, не понимая причины, неверно представляя характер партнёра, старается исправить положение, усугубляя разлад. Когда же ассиметрия перешла за 90° и приближается к 180,° взаимное восприятие становится всё более верным. Как длина, так и направление векторов различны, если вычесть из большего меньший, то получится неравновесие характеров. Чем оно больше, тем меньше участники пары склонны приспосабливаться друг к другу.(26)
Другие статьи:
Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода
Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (про ...
Классификация уровней решения конструктивных задач
Выделяют следующие уровни действий при решении конструктивных задач (Н.Н. Поддъяков, 1981; О.Н. Вялых, 1998):
0 уровень – отсутствие ориентировки в условиях задачи;
1 уровень – действия методом наложения элементов на расчлененный образе ...
Учебно-воспитательный процесс и развитие воли школьника
В связи с бурным научно-техническим прогрессом школа в настоящий период призвана решать новые сложные задачи, по ряду моментов отличные от прежних. Однако незыблемыми остаются принципы воспитания всесторонне развитой личности.
Последоват ...