Профориентация учащихся на современном этапе

Материалы » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Профориентация учащихся на современном этапе

Страница 1

Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное (а в более широком смысле – и трудовое) самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненых, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем. Помочь школьникам в правильном профессиональном выборе призвана профориентационная работа.

Профориентация (от фран. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодёжи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учётом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом. [6]

Сложились две формы профессиональной ориентации:

1) профориентация на узкой базе, состоящая в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащихся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности, указывают оптимальные способы приобщения к данной профессии;

2) профориентация на широкой базе, состоящая в ознакомлении молодых людей, ещё не сделавших свой выбор, с миром профессий.

Прежде чем рассмотреть современный этап профориентации, нужно совершить небольшой экскурс в историю.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). Уже в известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, специально посвященный выбору профессии и даже выделены четыре типичных варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необдуманный выбор; 3) выбор по признанию; 4) выбор по расчёту. В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях. («Студенческий альманах», «Адрес-календарь» и др.)

Таким образом, в эти годы вызревают социально-экономические, психолого-педагогические условия для профориентации.

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При Центральном институте труда (1921) была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. В 1927 г. при Ленинградском институте по изучению мозга Наркомтруд профконсультации. За 1927-1928 гг. обследовано 2700 подростков, а за последующие 5 лет – 7 млн. 600 тыс. человек. За период с 1930 по 1933 гг. по стране открыто 47 бюро профконсультации. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педагоги. В 30-е гг. стала разрабатываться система школьной профориентации.

В период нэпа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась.

Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». В 1937 г. – отмена трудового обучения в школе и резкое свёртывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма профориентацию просто запретили.

Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР; организован научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР – НИИ ТО и ПО АПН СССР.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Особенности протекания идентификации
Половая идентификация протекает по-разному у мальчиков и девочек. Так, для девочек характерны более выраженные эмоциональная восприимчивость и реактивность, более гибкое приспособление к конкретным условиям, большая комфортность поведени ...

Психологические особенности деловых совещаний и оценки деловых качеств подчиненных
В деловых совещании могут участвовать 7—9, максимум 12 человек, большое количество участников уже может снижать эффективность работы. Тема обсуждения должна быть заранее определена, чтобы участники могли профессионально подготовиться, про ...

Пропаганда эротизма
Итак, где же мы сталкиваемся с пропагандой эротизма? Да повсюду! В фильмах, где раньше использовался эстетический приём эллипса– намёк на нечто, что должно произойти, а теперь камера задерживается на самых интимных сценах. Реклама использ ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru