Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе
Характер отношений в ученической группе выявляют при помощи социометрической процедуры. Она изучает отношения, которые возникают между отдельными людьми определенной группы. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных», либо характеризуют как лидеров, аутсайдеров и др.
Личностные особенности и поведение человека очень сильно влияют на положение, которое занимает подросток в группе, и наоборот, статус оказывает сильное влияние на личностные характеристики.
Часто популярность в группе старшеклассников зависит от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям.
Психологами доказано, что приоритетом в группе пользуются ребята общительные, остроумные, целеустремленные, жизнерадостные, принципиальные, способные к восприятию другого человека, и напротив – причинами неблагополучного положения является злобность, мстительность, грубость, лживость, эгоизм и др.
Исходным положением, на котором строилась вся работа, было признание вслед за многими психологами необходимости изучать личностные качества подростков, неизолированных от социальных условий его развития, т.е. в целой структуре школьного класса.
Для достижения целей нашего исследования, нами были использованы: социометрический метод Дж. Морено, методика межличностных отношений Т. Лири, специально разработанная анкета, включенное наблюдение, беседы с классным руководителем и ребятами класса.
В ходе исследования было установлено, что у высокостатусных подростков преобладают доминирующе-агрессивные черты, не превышающие умеренной выраженности исследуемых качеств; у низкостатусных – преобладают подчиненно – зависимые черты.
Результаты проведенного следования подтверждают нашу гипотезу.
Другие статьи:
Гендерные различия в межличностном понимании
Существует несколько подходов к изучению различий между представителями двух полов, которые условно можно разделить на биологический, этологический, антропологический, и социальный и психологический. В каждом из этих подходов выделяют опр ...
Психология бессознательного
В ту пору, когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под ним понималось прямое знание субъекта о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание принималось за незыблемый краеугольный камень психол ...
Психофизиологическая совместимость партнёров
Наличие у человека полноценных психологических контактов - важное условие стабилизации и развития личности. Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнёров, напряжённой атмосферы столкновений и конфликтов ...