Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе
Характер отношений в ученической группе выявляют при помощи социометрической процедуры. Она изучает отношения, которые возникают между отдельными людьми определенной группы. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных», либо характеризуют как лидеров, аутсайдеров и др.
Личностные особенности и поведение человека очень сильно влияют на положение, которое занимает подросток в группе, и наоборот, статус оказывает сильное влияние на личностные характеристики.
Часто популярность в группе старшеклассников зависит от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям.
Психологами доказано, что приоритетом в группе пользуются ребята общительные, остроумные, целеустремленные, жизнерадостные, принципиальные, способные к восприятию другого человека, и напротив – причинами неблагополучного положения является злобность, мстительность, грубость, лживость, эгоизм и др.
Исходным положением, на котором строилась вся работа, было признание вслед за многими психологами необходимости изучать личностные качества подростков, неизолированных от социальных условий его развития, т.е. в целой структуре школьного класса.
Для достижения целей нашего исследования, нами были использованы: социометрический метод Дж. Морено, методика межличностных отношений Т. Лири, специально разработанная анкета, включенное наблюдение, беседы с классным руководителем и ребятами класса.
В ходе исследования было установлено, что у высокостатусных подростков преобладают доминирующе-агрессивные черты, не превышающие умеренной выраженности исследуемых качеств; у низкостатусных – преобладают подчиненно – зависимые черты.
Результаты проведенного следования подтверждают нашу гипотезу.
Другие статьи:
Конфликт как вид критических ситуаций. Понятие депрессий
Что же такое конфликт с точки зрения психологии?
Современная психологическая наука различает четыре ключевых понятия, описывающих психологический контекст возникновения конфликтов, прежде всего как критических жизненных ситуаций. Это — ст ...
Теории изучения феномена идентификации и идентичности
Общепринятый подход к анализу процесса формирования идентичности мальчиков и девочек – теория полоролевой социализации, которая в последние годы подлежит резкой критике (Conell R. W., Stacey J and B. Thorne). Кэхилл (Cahill S. E.) анализи ...
«Ригидность как мышление»
Воспитание абсурдно понимает филосовский психоанализ, к тому же этот вопрос касается чего-то слишком общего. Мышление случайно. Психоз, как бы это ни казалось парадоксальным, аннигилирует интеллект, так, например, Ричард Бендлер для постр ...