Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе
Современная молодежь находится в сложных условиях реальной ситуации быстрого изменения стиля жизни, идеологии, системы ценностей. И, как правило, потребность молодых людей в благоприятном доверительном общении со сверстниками (которое является необходимым условиям психического и личностного развития) не получает своего удовлетворения.
Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. Более того, подростки бывают не только равнодушны, но и жестоки по отношению к тем, кто им не нравится.
Подростки достаточно сильно различаются по степени своей «включенности» в группу. Одни основное внимание уделяют внешнему виду и одежде: быть одетым, как все, выглядеть, как все, для подростка едва ли не более важно, чем, условно говоря, думать и делать, как все. Для других – это увлечения, мода, разделяемые группой. Третьи растворяются в группе полностью, без нее их как бы не существует.
С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.
Исследование основных трудностей общения у старшеклассников выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные индивидуально-психологические особенности личности подростка, блокирующими успешное межличностное взаимодействие.
Страстно желая общения, подростки часто боятся открыться другим из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными ролями, избегая подлинной близости и взаимодействия.
Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, агрессивности, связанной с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях, а также – к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.
Оказывается, что положение, которое человек занимает в группе (то есть статус), очень сильно влияет на его личностные особенности и поведение. Я.Л. Коломинский делает вывод о том, что часто популярность в группе старшеклассников зависит от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям. Часто объектом внимания исследователей становятся лидер класса и аутсайдер. Обычно в исследованиях изучаются причины высокого или низкого положения ученика в классе, а также последствия отвержения некоторых низкостатусных учащихся.
Зарубежными психологами была разработана социометрическая методика, в которой используется терминологическая система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных». Все перечисленные термины касаются лишь крайних случаев: слишком много, слишком мало или полное отсутствие выборов. Вне поля зрения экспериментатора неизбежно оказываются те индивидуумы, которые занимают среднее место с точки зрения распределения полученных выборов.
Другие статьи:
Основные труды Фрейда
В 1899 году он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений пациента. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к ...
Характеристика социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка ...
Феномен депрессии
Депрессия (в психологии) (от лат. depression - подавление) - аффективное (сильное, ярко выраженное и относительно кратковременное) состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных ...