Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе

Материалы » Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе

Страница 2

Современная молодежь находится в сложных условиях реальной ситуации быстрого изменения стиля жизни, идеологии, системы ценностей. И, как правило, потребность молодых людей в благоприятном доверительном общении со сверстниками (которое является необходимым условиям психического и личностного развития) не получает своего удовлетворения.

Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. Более того, подростки бывают не только равнодушны, но и жестоки по отношению к тем, кто им не нравится.

Подростки достаточно сильно различаются по степени своей «включенности» в группу. Одни основное внимание уделяют внешнему виду и одежде: быть одетым, как все, выглядеть, как все, для подростка едва ли не более важно, чем, условно говоря, думать и делать, как все. Для других – это увлечения, мода, разделяемые группой. Третьи растворяются в группе полностью, без нее их как бы не существует.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.

Исследование основных трудностей общения у старшеклассников выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные индивидуально-психологические особенности личности подростка, блокирующими успешное межличностное взаимодействие.

Страстно желая общения, подростки часто боятся открыться другим из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными ролями, избегая подлинной близости и взаимодействия.

Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, агрессивности, связанной с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях, а также – к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.

Оказывается, что положение, которое человек занимает в группе (то есть статус), очень сильно влияет на его личностные особенности и поведение. Я.Л. Коломинский делает вывод о том, что часто популярность в группе старшеклассников зависит от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям. Часто объектом внимания исследователей становятся лидер класса и аутсайдер. Обычно в исследованиях изучаются причины высокого или низкого положения ученика в классе, а также последствия отвержения некоторых низкостатусных учащихся.

Зарубежными психологами была разработана социометрическая методика, в которой используется терминологическая система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных». Все перечисленные термины касаются лишь крайних случаев: слишком много, слишком мало или полное отсутствие выборов. Вне поля зрения экспериментатора неизбежно оказываются те индивидуумы, которые занимают среднее место с точки зрения распределения полученных выборов.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Основные психологические концепции к изучению развития зрительной образной памяти слабовидящих детей
Коррекционно-развивающая работа современного типа должна не только основываться на структуре и иерархии конкретного варианта психического развития, но и учитывать взаимодействие и взаимовлияние всех базовых составляющих, на основе чего со ...

Сущность мышления как познавательного процесса
Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней – чувственной и логической. Чувственная форма познания реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях, логическая – в поня ...

Общее представление о свойствах нервной системы
Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий. Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru