Феномен депрессии
В настоящее время имеющиеся данные наиболее согласуются с общей идеей о том, что многие гендерные различия в личностном и поведенческом стиле, уже существующие в детстве, оказывают влияние на возникающие проблемы отрочества так, что приводят к повышению риска развития депрессии у девочек-подростков.
Депрессивными расстройствами в свое время интересовался З. Фрейд [9]. В своей классической статье "Печаль и меланхолия" (1917) он отметил важное сходство, существующее между симптомами клинической депрессии (так иногда называют дистимию) и симптомами, наблюдаемыми при оплакивании потери близких. Фрейд также отмечал, что депрессия может развиваться в ответ на воображаемую или символическую потерю. Однако Фрейд отмечал различие между печалью и депрессией, говоря, что депрессивные люди обладают более низкой самооценкой и более самокритичны.
Многие авторы придерживались поведенческих теорий депрессии. Например, Ферстер (1973) утверждал, что депрессию можно приравнять к состоянию гашения позитивного подкрепления, то есть к состоянию, при котором реакции индивида больше не приводят к позитивному подкреплению [9]. Эту модель развил Левинсон (1974) и предположил, что депрессия может возникать тогда, когда поведение индивида больше не влечет за собой привычного подкрепления или вознаграждения, например, потеря работы. Неудачи, связанные с попытками получить позитивное подкрепление ведут к сокращению усилий и активности, что еще больше подрывает шансы успешно справиться с проблемной ситуацией [9].
Одной из самых ярких теорий депрессий, появившихся за последние 30 лет, была теория Аарона Бека. В то время как наиболее заметными симптомами депрессии единодушно считались аффективные или связанные с настроением, Бек предположил, что предварять и порождать их часто могут именно когнитивные симптомы, а не наоборот [9]. Это значит, что если вы думаете о себе как о неудачнике, то нет ничего удивительного в том, что эти мысли приведут к депрессивному состоянию.
Считается, что приводящие к депрессии убеждения развиваются в детском и подростковом возрасте в результате общения с родителями и другими значимыми взрослыми. Однако Бек показал, что действия текущих стрессоров возбуждают существующие паттерны мышления, порождая паттерн негативного автоматического мышления – мысли, которые зачастую возникают под порогом сознания и подразумевают неприятные пессимистические прогнозы. Обычно эти пессимистические прогнозы сосредотачиваются в трех направлениях, которые Бек называет негативной когнитивной триадой: негативные мысли о себе, негативные мысли о собственных переживаниях и негативные мысли о будущем [9].
Также депрессия может сопровождать некоторые расстройства личности [6]. Например, люди с зависимым расстройством личности периодически испытывают сильную тревогу, когда ощущают напряженность отношений с человеком, от которого они зависят (считают, что сами они беспомощны и от другого человека зависит их выживание и счастье). Если такой человек исчезает, то люди с таким расстройством способны погрузиться в глубокую депрессию. Также считается, что подобная потребность в другом человеке может быть продиктована глубинным убеждением в полном собственном одиночестве.
Другие статьи:
Игра как психолого-педагогическая категория
Термин «игра» не является строго научным понятием, его связывают с различными видами деятельности и выделяют прямое и переносное значение этого слова. В современном обществе взрослых развёрнутых форм игры нет, её вытеснили и заменили, с о ...
Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека
Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказы ...
Наследственность
Этологический подход исходит из биологизаторской трактовки агрессии как особого врожденного инстинкта и, по сути, представляет собой модернизированную форму социального дарвинизма. Именно поэтому его и следует рассматривать как историческ ...