Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности
4. Выбор оптимальной коммуникативной дистанции для общения.
Композиция беседы:
этикетные взаимообращения;
экспозиция;
завязка (интрига); ,;
развитие диалога;
развязка;
финал.
Варианты развития диалога в беседе:
1) расспрос одного участника другим с целью получения информации;
2) сообщение определенной информации другому партнеру;
3) внимательное слушание партнера.
Техника расспроса в беседе:
1) разговорить партнера: настроить его на тему и проблему беседы;
2) стимулировать начало высказывания партнера;
3) стимулировать развернутость высказывания;
4) уточнять и оценивать поступающую информацию.
Техника информирования в беседе:
а) сформировать установку на восприятие;
б) заинтриговать (темой, новизной, позицией);
в) последовательно изложить суть информации.
Техника слушания в беседе:
1-й этап
Слушание как понимание смысла
а) мобилизация внимания
б) уточнение;
1 в) перефразировка. 2-й этап:
Слушание как сопереживание:
а) понять эмоциональное состояние; tii б) проникнуть в причины, приведшие к этому состоянию;
в) перенести свое «Я» на место партнера;
г) оценить ситуацию с позиции партнера.
5. Публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельности.
Обычно принято считать, что публичная речь относится к монологической форме общения. Однако мы предлагаем рассматривать публичную речь именно как диалогическую форму коммуникативной деятельности при условии, если она реализуется в непосредственном и психологическом контакте. Такой контакт предусматривает обязательное наличие психологического взаимодействия между тем, кто произносит речь (инициатор общения), и тем, кто ее воспринимает (реципиент).
Восприятие публичной речи — это форма коммуникативной деятельности — слушание. Слушание — сложный и многогранный психический процесс Исследование слушания как вида речевой деятельности довольно детально рассматривается в работах И.А. Зимней. Согласно ее подходам, слушание характеризуется трехфазностью.
Первая фаза —побудительно-мотивационная. В отличие от говорения мотивационная сторона слушания, — отмечает И.А. Зимняя, — зависит от другого участника общения (мы называем его инициатором общения), то есть от того, кто произносит в данной коммуникативной ситуации публичную речь.
Вторая фаза — аналитико-синтетическая, то есть процесс обработки поступающей из публичной речи информации.
Третья фаза — результирующая. Продукт слушания — умозаключение или цепь умозаключений, к которым пришел человек в результате слушания.
Характеристика трехфазной структуры слушания показывает, что инициатор общения является своеобразным индуктором этого процесса. Публичная речь выполняет роль своеобразной психолингвистической программы управления мыслительными и волевыми процессами реципиента, на которого она направлена. В этой связи рассмотрим композиционно-технологическую структуру публичной речи.
ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО
Первое правило: уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру, с которым вы вступаете в общение.
Второе правило: вежливость (обязательно уместная) и недопустимость категоричности в суждениях.
Третье правило: скромность в самооценках и самопрезентация, ненавязчивость изложения своих позиций, взгядов и оценок.
Четвертое правило: ориентироваться на партнера, создавать для него психологический комфорт.
Пятое правило: постоянно стимулировать интерес партнера к теме общения, учитывать его интересы.
Шестое правило: быть логичным в изложении своих взглядов и позиций.
Седьмое правило: поддерживать внимание партнера, стимулировать его активность в восприятии речи.
Восьмое правило: избирать стиль речи, приемлемый не только для ситуации общения, но и для восприятия партнером.
Девятое правило: избирать дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики, не раздражающих партнера и создающих для него удобства в общении.
ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО
Первое правило: не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера.
Второе правило: терпеливо и уважительно относитесь к говорящему.
Другие статьи:
Психология бессознательного
В ту пору, когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под ним понималось прямое знание субъекта о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание принималось за незыблемый краеугольный камень психол ...
Анализ факторов, влияющих на оценку персонала
Все чаще и чаще мы приходим к пониманию того, что эффективность человеческих ресурсов нашего бизнеса определяет очень многое. Еще несколько лет назад только самые «продвинутые» руководители задавались вопросом о том, как выбрать оптимальн ...
Теории эмоций
Теория Джемса – Ланге.
Эта теория отождествляет эмоции с соматическими (телесными) изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Другими словами, утверждается, что эмоция и есть восприятие этих соматических изменений. Мы чувству ...