Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности

Материалы » Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности

Страница 3

4. Выбор оптимальной коммуникативной дистанции для общения.

Композиция беседы:

этикетные взаимообращения;

экспозиция;

завязка (интрига); ,;

развитие диалога;

развязка;

финал.

Варианты развития диалога в беседе:

1) расспрос одного участника другим с целью получения информации;

2) сообщение определенной информации другому партнеру;

3) внимательное слушание партнера.

Техника расспроса в беседе:

1) разговорить партнера: настроить его на тему и проблему беседы;

2) стимулировать начало высказывания партнера;

3) стимулировать развернутость высказывания;

4) уточнять и оценивать поступающую информацию.

Техника информирования в беседе:

а) сформировать установку на восприятие;

б) заинтриговать (темой, новизной, позицией);

в) последовательно изложить суть информации.

Техника слушания в беседе:

1-й этап

Слушание как понимание смысла

а) мобилизация внимания

б) уточнение;

1 в) перефразировка. 2-й этап:

Слушание как сопереживание:

а) понять эмоциональное состояние; tii б) проникнуть в причины, приведшие к этому состоянию;

в) перенести свое «Я» на место партнера;

г) оценить ситуацию с позиции партнера.

5. Публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельности.

Обычно принято считать, что публичная речь относится к монологической форме общения. Однако мы предлагаем рассматривать публичную речь именно как диалогическую форму коммуникативной деятельности при условии, если она реализуется в непосредственном и психологическом контакте. Такой контакт предусматривает обязательное наличие психологического взаимодействия между тем, кто произносит речь (инициатор общения), и тем, кто ее воспринимает (реципиент).

Восприятие публичной речи — это форма коммуникативной деятельности — слушание. Слушание — сложный и многогранный психический процесс Исследование слушания как вида речевой деятельности довольно детально рассматривается в работах И.А. Зимней. Согласно ее подходам, слушание характеризуется трехфазностью.

Первая фаза —побудительно-мотивационная. В отличие от говорения мотивационная сторона слушания, — отмечает И.А. Зимняя, — зависит от другого участника общения (мы называем его инициатором общения), то есть от того, кто произносит в данной коммуникативной ситуации публичную речь.

Вторая фаза — аналитико-синтетическая, то есть процесс обработки поступающей из публичной речи информации.

Третья фаза — результирующая. Продукт слушания — умозаключение или цепь умозаключений, к которым пришел человек в результате слушания.

Характеристика трехфазной структуры слушания показывает, что инициатор общения является своеобразным индуктором этого процесса. Публичная речь выполняет роль своеобразной психолингвистической программы управления мыслительными и волевыми процессами реципиента, на которого она направлена. В этой связи рассмотрим композиционно-технологическую структуру публичной речи.

ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО

Первое правило: уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру, с которым вы вступаете в общение.

Второе правило: вежливость (обязательно уместная) и недопустимость категоричности в суждениях.

Третье правило: скромность в самооценках и самопрезентация, ненавязчивость изложения своих позиций, взгядов и оценок.

Четвертое правило: ориентироваться на партнера, создавать для него психологический комфорт.

Пятое правило: постоянно стимулировать интерес партнера к теме общения, учитывать его интересы.

Шестое правило: быть логичным в изложении своих взглядов и позиций.

Седьмое правило: поддерживать внимание партнера, стимулировать его активность в восприятии речи.

Восьмое правило: избирать стиль речи, приемлемый не только для ситуации общения, но и для восприятия партнером.

Девятое правило: избирать дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики, не раздражающих партнера и создающих для него удобства в общении.

ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО

Первое правило: не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера.

Второе правило: терпеливо и уважительно относитесь к говорящему.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Виды творчества
1. Неосознанное творчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. При определенных объективных и субъективных условиях, таких как образование, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспо ...

Особенности работы мозга у СДВГ-детей
Дети с СДВГ испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных и коммуникативных затруднений, нарушающих их повседневное функционирование и самочувствие. Мозг ребёнка СДВГ работает циклично: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут реб ...

Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации
Очевидно, что изучение данного процесса представляет собой самостоятельную научную проблему. При этом осуществление необходимого анализа последствий влияния на личность опыта Интернет-коммуникации вне опасности односторонне-негативной тра ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru