Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности

Материалы » Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности

Страница 3

4. Выбор оптимальной коммуникативной дистанции для общения.

Композиция беседы:

этикетные взаимообращения;

экспозиция;

завязка (интрига); ,;

развитие диалога;

развязка;

финал.

Варианты развития диалога в беседе:

1) расспрос одного участника другим с целью получения информации;

2) сообщение определенной информации другому партнеру;

3) внимательное слушание партнера.

Техника расспроса в беседе:

1) разговорить партнера: настроить его на тему и проблему беседы;

2) стимулировать начало высказывания партнера;

3) стимулировать развернутость высказывания;

4) уточнять и оценивать поступающую информацию.

Техника информирования в беседе:

а) сформировать установку на восприятие;

б) заинтриговать (темой, новизной, позицией);

в) последовательно изложить суть информации.

Техника слушания в беседе:

1-й этап

Слушание как понимание смысла

а) мобилизация внимания

б) уточнение;

1 в) перефразировка. 2-й этап:

Слушание как сопереживание:

а) понять эмоциональное состояние; tii б) проникнуть в причины, приведшие к этому состоянию;

в) перенести свое «Я» на место партнера;

г) оценить ситуацию с позиции партнера.

5. Публичная речь как диалогическая форма коммуникативной деятельности.

Обычно принято считать, что публичная речь относится к монологической форме общения. Однако мы предлагаем рассматривать публичную речь именно как диалогическую форму коммуникативной деятельности при условии, если она реализуется в непосредственном и психологическом контакте. Такой контакт предусматривает обязательное наличие психологического взаимодействия между тем, кто произносит речь (инициатор общения), и тем, кто ее воспринимает (реципиент).

Восприятие публичной речи — это форма коммуникативной деятельности — слушание. Слушание — сложный и многогранный психический процесс Исследование слушания как вида речевой деятельности довольно детально рассматривается в работах И.А. Зимней. Согласно ее подходам, слушание характеризуется трехфазностью.

Первая фаза —побудительно-мотивационная. В отличие от говорения мотивационная сторона слушания, — отмечает И.А. Зимняя, — зависит от другого участника общения (мы называем его инициатором общения), то есть от того, кто произносит в данной коммуникативной ситуации публичную речь.

Вторая фаза — аналитико-синтетическая, то есть процесс обработки поступающей из публичной речи информации.

Третья фаза — результирующая. Продукт слушания — умозаключение или цепь умозаключений, к которым пришел человек в результате слушания.

Характеристика трехфазной структуры слушания показывает, что инициатор общения является своеобразным индуктором этого процесса. Публичная речь выполняет роль своеобразной психолингвистической программы управления мыслительными и волевыми процессами реципиента, на которого она направлена. В этой связи рассмотрим композиционно-технологическую структуру публичной речи.

ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО

Первое правило: уважительность, доброжелательность по отношению к партнеру, с которым вы вступаете в общение.

Второе правило: вежливость (обязательно уместная) и недопустимость категоричности в суждениях.

Третье правило: скромность в самооценках и самопрезентация, ненавязчивость изложения своих позиций, взгядов и оценок.

Четвертое правило: ориентироваться на партнера, создавать для него психологический комфорт.

Пятое правило: постоянно стимулировать интерес партнера к теме общения, учитывать его интересы.

Шестое правило: быть логичным в изложении своих взглядов и позиций.

Седьмое правило: поддерживать внимание партнера, стимулировать его активность в восприятии речи.

Восьмое правило: избирать стиль речи, приемлемый не только для ситуации общения, но и для восприятия партнером.

Девятое правило: избирать дистанцию в общении, систему жестикуляции и мимики, не раздражающих партнера и создающих для него удобства в общении.

ПРАВИЛА ДЛЯ СЛУШАЮЩЕГО

Первое правило: не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера.

Второе правило: терпеливо и уважительно относитесь к говорящему.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Характеристика речевого и психофизического развития воспитанников экспериментальной группы
По результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы. Внимание детей экспериментальной группы характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, ...

Сущность корпоративной культуры детского коллектива в условиях деятельности учебного учреждения
Проблема культурного возрождения сегодня остро стоит перед обществом, и в особенности перед школой, поскольку, с одной стороны, онаучаствуетвформированиинормативно-ценностнойосновыповеденияучащихся, а с другой стороны, как любая организац ...

Представление об инновационной деятельности менеджеров
Один из самых выдающихся теоретиков современности в области управления П. Дракер считает, что предприятие, которое не обновляется, неизбежно стареет и разрушается. И в период быстрых изменений, разрушение будет быстрым. Общество и промышл ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru