Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности

Материалы » Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности

Страница 2

В критическом диалоге возможно проявление таких форм реагирования, как сопротивление, решительный отпор, эмоциональный взрыв и т. д. с критикуемой стороны. По своим психологическим качествам критический диалог представляет метод психологической демаскировки негативных качеств личности. Такая демаскировка чаще всего ведет к эмоционально-психологической мобилизации критикуемого. И он не всегда использует методы, соответствующие нравственно-этическому кодексу общения. К этому надо быть готовым, надо учитывать как возможные линии развития ситуации критического диалога, так и психологические характеристики критикуемого.

Критический диалог —это «драма с открытым финалом». Финал чаще всего точно предсказать трудно. Но используя четкую систему аргументации, ее безупречность, найдя верный тон взаимодействия с критикуемым, можно сделать критический диалог нормальной формой человеческого общения

3. Дискуссия как форма диалога

предполагает управленческое общение людьми на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений. Сущность действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса. При выдвижении тезиса участники дискуссионного диалога исходят из трех технологических условий, тезис должен быть четко сформулирован и ясен оппоненту, тезис должен оставаться неизменным в ходе всего диалога, тезис не должен содержать в себе логических противоречий.

Процедура нейтрализации включает 4 операции:

1. Локализацию,

то есть ограничение области в ответах. Здесь необходимо установить: вид замечания, его истоки, на что указывают, имеет ли отношение к выступлению — исходная информация.

2. Анализ,

то есть выяснение основания (ошибки или неточности в аргументации), уточнение мысли и цели в возражениях оппонента и ценности замечания или вопроса — для выбора тактики защиты.

3. Выбор тактики ответа.

4.

Ответ.

Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности.

Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности определяется в психологической литературе по-разному. Есть взгляд, рассматривающий беседу в качестве метода получения информации на основе словесной коммуникации.

Немецкий специалист по психологии управления Отто Эрнст отмечает, что беседа в области управленческой деятельности представляет собой целенаправленный, намеренный вид делового общения, которое:

— направлено на достижение определенных целей, служит решению управленческих целей;

— связано с необходимостью сделать те или иные выводы на основании анализа мнений и высказываний и выработать соответствующие решения.

С деловой беседой как диалогической формой коммуникативной деятельности связаны следующие преимущества:

возможность дифференцированного подхода к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров;

быстрота реагирования на высказывания партнеров, способствующая достижению целей;

повышение компетентности руководителя за счет учета, критической проверки и оценки мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний партнеров;

сознание общности всех участников беседы и влияния этого фактора на формирование личных качеств партнеров;

возможность дифференцированного подхода к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе; .

ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;

отождествление себя с целями и задачами и ощущение причастности к решению затронутой в беседе проблемы.

Классификации бесед в психологии управления самые разные. Мы же отметим такие виды бесед, как: беседа при приеме на работу; консультативная беседа; беседа аналитическая; беседа при увольнении с работы и т. д. рассмотрим основные психотехнические беседы.

Условия психологически эффективной организации беседы:

1. Отсутствие в месте проведения беседы ярких раздражителей или событийных неожиданностей.

2. Выбор оптимального для партнеров времени беседы.

3. Организация расположения собеседников в пространстве согласно их субъективному статусу.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

"Методологический стимул: методология и особенности"
После того как тема сформулирована, эгоцентризм просветляет гендерный контраст, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше воспитание просветляет позитивистс ...

«Социальный код: основные моменты»
Акцентуированная личность отталкивает сексуальный автоматизм, таким образом осуществляется своего рода связь с темнотой бессознательного. Связь отражает гомеостаз, что лишний раз подтверждает правоту З. Фрейда. Гештальт иллюстрирует аутиз ...

Музыкальное воспитание детей
Ни в одной области творческой деятельности природа не одарила человека так щедро талантами, как в музыке, что объясняется свойствами самой музыки, передающей самые глубинные эмоциональные состояния человека. Способность превращать ноты в ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru