Активность ребенка и ее роль в развитии

Материалы » Активность ребенка и ее роль в развитии

Страница 2

Для понимания природы активности полезно использовать понятие устойчивого динамического неравновесия. «Жизнедеятельность каждого организма,- писал Н. А. Бернштейн,- есть не уравновешивание его со средой . а активное преодоление среды, определяемое . моделью потребного ему будущего» (Бернштейн Н. А., 1990, с.456). Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности. [3]

Активность познавательная -

познавательная деятельность, целенаправленный поиск информации, заключенной в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр., совершенствование навыков добывания и использования знаний. Индикаторами познавательной активности могут служить такие характеристики деятельности, как интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задачи самостоятельно поставленных индивидом. Познавательная активность проявляется также в уровне внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраске деятельности. Уровень познавательной активности является, с одной стороны, врожденным свойством индивида. Однако важнейшим фактором, обусловливающим развитие познавательной активности в онтогенезе, является общение ребенка с окружающими людьми.

В первое полугодие жизни ребенка главным объектом познавательной активности становятся ухаживающие за ним взрослые. В ходе предметно-манипулятивной деятельности, развивающейся в сотрудничестве со значимыми взрослыми, у ребенка формируется познавательная активность, направленная на изучение предметного мира (ранний возраст). В дошкольном возрасте познавательная активность распространяется на все более сложные явления окружающего мира, включая социальные отношения, которые ребенок познает в игре, в продуктивной деятельности, в контексте внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения со взрослыми и сверстниками. В школьные годы познавательная активность развивается в процессе учебной деятельности и самостоятельных занятий. По мере развития познавательная активность становится все более произвольной, надситуативной, устойчивой в отношении принятой цели. (Л. Галuгузова)[4]

Одной из частых причин отрицательного эмоционального состояния ребенка является дефицит сенсорных раздражений и отсутствие условий для двигательной и других форм активности, что крайне необходимо малышу. Неудовлетворение этих потребностей и ведет к возникновению различных отрицательных эмоций, вследствие того что ребенок не получает достаточного количества впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию. [5]

Потребности – первоисточник психической активности ребенка.

Безусловно, человек испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности – в пище, питье, тепле и тому подобном, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно этот период - период младенчества - исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. На этом этапе онтогенетического развития формируются те первые социально обусловленные потребности, которые в последствии, претерпев качественные преобразования, будут предопределять не только уровень, но и направленность всей активности человека.

Анализ психологической литературы по рассматриваемой проблематике обнаруживает отсутствие целостной картины понимания природы возникновения социогенных потребностей.

В рамках психоаналитической традиции младенец представляется существом, находящимся во власти инстинктивных влечений своего организма, полностью погруженным в его переживания, и в соответствии с этим эгоизм и самолюбие

ребенка выступают в качестве первичных социальных мотивов человека.

Ребенок начиная с младенческого возраста находится во власти сексуальных влечений, данных в их начальной, т. е. прегениальной, форме, он не нуждается во внешнем мире и не стремится к нему, представляя собой, таким образом, «чистейшее наслаждающееся Я». Только с началом второго месяца

у ребенка возникает определенный интерес к внешнему миру и возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций (Фрейд 3., 1998).

По концепции Ж. Пиаже, первый год жизни

ребенка определяется как период абсолютного эгоцентризма - «солипсизм первого года жизни», в течение которого младенец ограничивается в большей степени удовлетворением простейших жизненных потребностей (Пиаже Ж., 1994).

В противовес этим взглядам выступает Л.С. Выготский, который полагает, что даже самые элементарные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены не иначе как с помощью взрослых, ухаживающих за ним, и в первую очередь матери. В этом смысле младенец представляет собой «максимально социальное существо», ибо все в его поведении вплетено и воткано в социальное и первый контакт с действительностью оказывается целиком и полностью социально опосредованном (Выготский Л. С., 1984).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижени ...

Социальная ориентация современных подростков и юношей
Мироощущение и социальное самоопределение современной учащейся молодежи изучалось коллективом курских психологов под руководством А. С. Чернышева. Для изучения были выбраны разные образовательные учреждения: образовательные школы (городск ...

Ксенофан
В высшей реальности нет места конфликту и насилию, но главенствует справедливость и гармония. Ксенофан также принижает ценности атлетической отваги по сравнению со знанием. Олимпийская победа имеет меньшую ценность чем мудрость философа-п ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru