Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Материалы » Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Страница 1

Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются взрослыми.

Наиболее интенсивно предметные игры развиваются на втором году жизни ребёнка. В этот период он осваивает действия с двумя видами предметов: игрушками и предметами-орудиями (ложкой, чашкой). Действия с предметами-орудиями обладают логикой, связанной как с самим предметом, так и с условиями его использования (чашка пустая и чашка с молоком требуют разных действий). В соответствии с этим формируются два вида предметных действий: собственно предметные или орудийные и игровые. Оба вида действий формируются параллельно.

Для темы нашего исследования актуальным является рассмотрение развития предметной игры, которое проходит ряд этапов. Остановимся подробнее на их характеристике.

1 этап. В совместной игре со взрослыми дети подражают его действиям с игрушками.

2 этап. Дети начинают самостоятельно выполнять усвоенные действия с игрушками (вначале с той же самой), а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы.

3 этап. Появляется изобразительная игра. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.

Классификация игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт [51]. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта: « .первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться . При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался . Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни» [51.с.97].

П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской [40]. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игр, автором одной из самых распространенных классификаций игр является классификация С. А. Шмакова [80]:

1. Классификация игр по внешним признакам

По содержанию:

игры с правилами - спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.п.;

«вольные» игры – по сферам жизни: военные, свадебные, художественные, профессиональные и т.п.

По форме:

игры-танцы, песни, театрализации, игры-празднества и обряды, игровые тренинги и упражнения, игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы, розыгрыши и т.п.

По назначению – внеутилитарные и деловые.

По времени проведения.

По месту проведения: застольные и настольные, игры на эстраде, на открытой площадке, в природе и т.п.

По составу и количеству участников:

1) для мальчиков, для девочек и для смешанного состава участников;

2) для участников разного возраста;

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Психологические особенности деловых совещаний и оценки деловых качеств подчиненных
В деловых совещании могут участвовать 7—9, максимум 12 человек, большое количество участников уже может снижать эффективность работы. Тема обсуждения должна быть заранее определена, чтобы участники могли профессионально подготовиться, про ...

Периоды становления семьи. семейные кризисы
Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи. Согласно научным взглядам, "кризис" означает момент разбалансировки системы, потери соответствия (равновесия) между проблемами личности и ресурсам ...

Половое воспитание как фактор обретения идентичности
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru