Виды познавательных процессов и критерии их классификации

Материалы » Виды познавательных процессов и критерии их классификации » Виды познавательных процессов и критерии их классификации

Страница 1

В самом широком смысле мышление означает синоним познания. Рассуждения о человеке, так или иначе, приводят к разуму, возвышающему нас над природой и продвигающего общество вперед. Теоретический ум способен объяснить мир "как он есть", а практический - его преобразовать. Эти качества возносят мышление над другими психическими процессами и даже над самим человеком.

Человеческое познание выступает в двух основных культурно-гносеологических функциях:

· как организующее, упорядочивающее развивающее начало психики, общества, природы;

· как проблематичное начало в мире, нарушающее стабильность первого.

В онтологических трактовках ум видится бытием, природой, логикой, культурой, обществом, искусственными (информационными) устройствами и процессами в аспекте их целеподобной деятельности и самоорганизации. «Мудрым можно считать только одно: ум, могущий править всей Вселенной», - изрекает грек Гераклит (6в. до н.э.). Сходно выражался его младший современник Анаксагор: «Все вещи были вперемешку, затем пришел ум и их упорядочил».

Упорядочивающая сила - все равно, проявляется ли она в природе, обществе, человеческом рассуждениях, - получает наименование мышления, ума, логоса. Мысль онтологична, человеку она принадлежит отчасти, и не в самых высоких умозрениях. «Отец психологии» Аристотель (4в. до н. э.) из всех способностей души только для теоретическою мышления допускал независимость от тела. По представлениям стоиков, ум правит человеком как судьба (которая повинующегося ведет, а неповинующегося тащит), находясь же в человеческой душе удостоверяет правильность постижения внешних вещей.

Ум твердо удостоился эпитета «божественный» и даже в самых дерзких ересях средневековья мог претендовать на звание нетленной сущности. Когда тело умрет, учили аверроисты, только интеллект избегнет смерти и воссоединится с космическим умом.

Новое время нисколько не пошатнуло социальный статус мыслительной способности. Человек находит в мышлении подтверждения своего существования («Я мыслю, следовательно, я существую" - Р. Декарт), однако ум не только его индивидуальное достояние, но и субстанция (основание) мира наряду с протяженной материей.

Просветители XVIII в. требовали, чтобы все сущее прошло через суд критической мысли. Когда в 1793 г. левые якобинцы решили отменить во Франции христианство, взамен они предложили Гражданский культ разума.

Философской кульминацией этого возвышения интеллекта стало учение об абсолютном духе Гегеля. Весь мир, до последнею атома, исполняет фигуры диалектической мысли. Мышлeниe составляет не только субстанцию внешних вещей, но также и всеобщую субстанцию духовного . Мышление есть также всеобщее во всех представлениях, воспоминаниях и вообще в каждой духовной деятельности, во всяком хотении, желании и т.д. Находка Гегеля не в том, что мышление само себя мыслит, об этом писал еще Аристотель, а в том, что при этом оно не нуждается ни в Боге, ни в природе.

Хотя наблюдения над человеком показывают, что мыслитель (субъект) и его предмет разделены, философы абсолютной мысли утверждают, что глобальный интеллект это разделение превосходит. Ум есть бытие (Парменид), мышление само себя мыслит (Гегель), мышление есть бытие в несокрытости (Хайдеггер).

Одной из форм раннего мышления является мифологическое мышление, которое часто олицетворяет интеллектуальный склад доистории. Т.о. мифологическое мышление - это обобщение интеллектуальных навыков первобытности в аспекте их межкультурной передачи. Главным свидетельством дописьменного прошлого для нас является миф, записанный, естественно, уже после изобретения письменности. С позиций историка мышление, разворачивающееся в мифе, - не просто интеллектуальный навык или индивидуальный мыслительный тип, но тот способ, которым эпоха создает свою картину мира. На основе космогонических, теогонических и других преданий, дошедших из древности или записанных у туземцев, ученые выделили такие признаки мифологического повествования, как образность и присутствие общих понятий, безразличие к логическим противоречиям, отсутствие разграничения между естественным и сверхъестественным, персонализация сил природы, поляризованность (непарные сопоставления) рисуемых явлений, архетипичность.

Другой формой мышления является логическое мышление, которое характеризует современного человека и состоит в умении пользоваться операциями и законами логики. Это умение приобретается в старшем школьном возрасте вместе с «децентрацией» - освобождением рассуждения от власти образа. Логический вывод делается безотносительно к действительным вещам и ситуациям, только как результат формальных операций с абстракциями. Прошедший школьное обучение человек решит задачу независимо от того, сталкивался ли он с ней или нет. Тем самым он отличается от необученного, который опирается на свой житейский опыт и предпочитает не судить о том, «что не знает».

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Мотивы выбора профессии и сущность профессионального самоопределения
Мотивы выбора профессии связаны с избирательным отношением человека к отдельным видам профдеятельности. Они характеризуют причины, побуждающие человека выбрать ту или иную профессию. Эти мотивы необязательно должны осознаваться. «Вопрос о ...

Методы диагностики мотивации учащихся
Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к школе. Для успешной работы очень важно иметь представление о степени умственного и речевого развития, сенсорного развития, развития наблюдательности, памяти и воображения будущих п ...

Закономерности развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте
Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чег ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru